Рабочая программа по ФГОС — один из важных элементов успешного образовательного процесса. Она определяет последовательность и содержание материалов, методические подходы к их изучению. Ее корректное составление позволяет эффективно организовать обучение, соблюдая рекомендации госстандарта и учитывая особенности каждой конкретной организации. В статье рассмотрим, из чего состоит рабочая программа, какие требования к ней предъявляет ФГОС, какова структура и разделы документа, как педагогам и руководителям образовательных учреждений разработать качественные РП, которые помогут им успешно реализовать образовательный процесс и обеспечить качественное образование школьников.
Рабочие программы на 2024/25 учебный год нужно скорректировать из-за изменений в содержательном разделе ФОП всех уровней. Эксперты Системы Завуч подготовили подробную рекомендацию, как составить рабочую программу по предмету под ФОП. Эксперты рассказали: как составить рабочие программы по предметам; какие обязательные пункты включить в программу по новым ФОП и ФГОС; что написать в пояснительной записке; как оформить содержание, планируемые результаты и тематическое планирование. А чтобы вы могли оценить качество программы, воспользуйтесь интерактивныы чек-листом. Также в рамках экспертной рекомендации вам доступны образцы рабочих программ учебных предметов по ФГОС и ФОП. Программы в Системе учитывают концепции преподавания. Получите пробный доступ к Системе Завуч, чтобы воспользоваться готовыми материалами и ознакомиться с пошаговым алгоритмом "Как составить рабочую программу по предмету под ФОП".
Какие компоненты должна содержать рабочая программа по учебному предмету
Первый элемент, который включен в документ — цели и задачи. Они формулируются на основе требований ФГОС и определяют то, на что направлен процесс. Устанавливаются ориентиры — конкретные, измеримые и связанные с темами предмета.
Второй — план. Это список разделов, которые будут изучаться в течение учебного года по предмету. Каждый из них подробно описан, включая цели, методы, материалы и оценочные средства. Это позволит педагогу иметь четкую структуру, а учащимся знать, что им ожидать на уроках.
Третий компонент — методы и формы работы. Указывается, какие инструменты будут использоваться в процессе учебы. Например, это может быть работа в группах, проектная деятельность, лекции, практические занятия и т.д. Каждый метод обоснован и соответствует целям.
Четвертая часть — оценочные средства. Нужно определить, какие инструменты будут использоваться для оценки знаний и достижений учеников. Это контрольные проверки, письменные работы, устные ответы, проекты и т.д. Нужно указать, какие параметры будут использоваться для определения уровня знаний и умений школьников.
Воспользуйтесь готовыми образцами рабочих программ учебных предметов и курсов по ФГОС и ФОП. Эксперты Справочной системы «Завуч» взяли за основу федеральные рабочие программы и добавили в них пояснительную записку и тематическое планирование. Кроме того, программы учитывают концепции преподавания.
Рабочие программы по ФГОС, структура которых содержит все нужные компоненты, обеспечивают структурированное и систематизированное обучение, что помогает учителю планировать и проводить уроки продуктивно, а детям — иметь ясные цели и ожидания. Предмет должен быть интересным и мотивирующим для детей, это поможет получить отличные результаты.
Требования к рабочим программам по ФГОС
Выполнение условий, как правильно составлять документ, важно для обеспечения качества образовательного процесса. Это определяет содержание и организацию обучающего материала, методики преподавания, критерии оценки результатов.
Правильно разработанная программа отвечает таким оценочным признакам:
- Соответствие Федеральному государственному стандарту. Нужно отвечать установленным требованиям, описанным в госстандарте. РП включает все необходимые знания, умения и компетенции, которые нужно освоить в рамках курса.
- Актуальность и современность. Отражает новые тенденции и достижения в области науки и технологий. Информация основана на последних исследованиях и практическом опыте, чтобы обеспечить востребованные знания.
- Универсальность и гибкость. Предоставляет условия для адаптации к разным потребностям учащихся. Она подходит для различных уровней подготовки и способностей обучающихся, для разных типов организаций.
- Четкое строение. Имеет логичную структуру и удобна для преподавателей. Она включает в себя разделы, предоставляющие информацию о целях, содержании и методике преподавания, оценке и контроле знаний и умений учеников.
- Адекватность в отношении возраста и уровня развития школьников. Ориентирована на возрастные и личные особенности, чтобы материал был доступным для всех.
Изменения в рабочих программах по предметам
Скачать презентацию
Чтобы выполнить поставленные требования, разработка рабочих программ осуществляться совместно преподавателями, методистами и экспертами в этой предметной области. Такое сотрудничество позволяет объединить опыт, знания, чтобы создать действенную РП по ФГОС.
Рабочая программа — это основной документ, определяющий план преподавания предмета. Она детально описывает все учебные единицы, особенности ведения курса, методы и формы работы, оценочные средства в преподавании. Все эти компоненты присутствуют в документе.
Содержание рабочих программ
Это систематизированный список учебных единиц и тем, которые будут изучаться в течение года или полугодия. Хорошая структура логично организована и отображает логическую последовательность изучения информации.
Первый ее элемент — введение, оно включает цели, задачи программы, описание выбранных направлений и методов работы. Введение — важное вступительное звено, которое помогает понять общую суть.
Дальше следует разбиение всего наполнения курса на модули, представляющие собой логические части плана, объединенные вокруг определенной тематики или концепции. Каждая учебная единица может быть разбита на подразделы, которые соответствуют конкретным задачам.
Памятка. Как оформить и наполнить раздел «Содержание учебного предмета»
Скачать памятку
Каждый сегмент содержит материалы, которые будут изучены учениками. Они могут включать учебники, статьи, аудио- и видеоматериалы, практические задания и другие образовательные ресурсы. В рамках каждого модуля можно определить специфические методики и подходы, которые помогут дойти до целей.
Описание предполагаемых результатов — здесь указываются компетенции, которые ученики получат по итогам изучения конкретной темы. Ожидаемые итоги обучения связаны с конкретными знаниями, навыками, с развитием критического мышления и способности к самостоятельной деятельности.
Структура рабочей программы по ФГОС разработана с учетом специфики конкретной дисциплины или курса. Например, для естественнонаучных предметов может быть сконцентрировано на лабораторной работе и экспериментах, а для гуманитарных — на чтении и анализе текстов. Необходимо принять во внимание возможности школы: наличие подходящего оснащения или доступа к информационным технологиям может повлиять на выбор методик преподавания.
В заключении можно указать средства контроля и проверки результатов. Здесь описываются методы и критерии оценки, которые будут использоваться для определения уровня освоения материала.
Все указанные элементы логически связаны между собой и отражают суть ОП. Продуманный и четко составленный план помогает педагогам организовать преподавание предмета и учебный процесс в целом, помогает учащимся понять и освоить информацию, предусмотренную ОП.
Посмотрите новые задачи по контролю рабочих программ педагогов на 2025/26 учебный год. Чтобы подвести итоги работы по образовательным программам, воспользуйтесь специальными таблицами: «Объем выполнения рабочей программы», «Объем выполнения ООП на уровне образования» и «Объем выполнения ООП по всем уровням общего образования». По ним проверите, насколько качественно педагоги реализовали рабочие программы и как выполняется ООП в целом. А образец справки поможет оформить выводы.
Разделы рабочей программы по ФГОС
Она разделена на несколько модулей, которые позволяют организовать и структурировать образование и обеспечить получение запланированных результатов.
- Введение. Определяет ожидания и намеченные результаты. Предоставляется краткое описание содержания и организации учебы, указывается актуальность изучаемой темы и ее значимость для школьника.
- Общая характеристика дисциплины. Представлено краткое описание предмета изучения, раскрыты вопросы, которые будут рассматриваться в рамках курса. Допустимо включать информацию о пререквизитах и важности этих занятий в рамках программы.
- Анализ введения в предмет. Описываются методы и подходы, которые используются для организации курса. Рассказывается о том, какие технологии служат для исполнения задач курса. Проводится анализ уровня подготовки обучающихся, их потребностей и проблем, с которыми они возможно столкнутся в ходе изучения. Выделяют методики по преодолению этих трудностей и развитию главных навыков.
- Содержание — наполнение курса, которое распределено по темам. Каждая содержит информацию о целях, задачах и методах обучения. Указываются формы контроля и мониторинга знаний по этапам прохождения программы.
- Методическое обеспечение. Представлены указания для преподавателя по организации учебного процесса, подбору учебной литературы и пособий, использованию информационно-коммуникационных технологий и других ресурсов. Можно предложить дополнительные материалы и предписания по проведению практических занятий и самостоятельных занятий.
- Формы и критерии оценки. Содержатся виды контроля знаний и оценивания, а также параметры, по которым оценивается уровень подготовки учеников. Описывается система оценок, какие задания или тесты будут использоваться для оценки знаний, и какие критерии будут использоваться для анализа выполнения практических уроков или проектов.
- Литература. Указан список рекомендуемой и дополнительной литературы, которая может помочь в углубленном изучении тем, для самостоятельной работы и подготовки к экзаменам.
Изучите все нововведения и тонкости на новый учебный год. Воспользуйтесь готовыми образцами рабочих программ учебных предметов по ФГОС и ФОП.
Структура рабочих программ по ФГОС четко структурирована и логически связана со всеми компонентами учебно-воспитательного процесса. Обычно она включает в себя такие разделы, как задачи прохождения курса, его содержание, методическое обеспечение занятий, формы диагностики успеваемости обучающихся. Важно обозначить распределение времени на изучение каждого тематического модуля.
Документ содержит последовательные разделы, которые обеспечивают целостность образовательного процесса и его учитывание требований стандарта. Каждый имеет специфику и выполняет отдельные функции, что позволяет реализовать учебный план и достигать запланированных результатов.
Структура пояснительной записки к рабочей программе
Примерный план включает в себя несколько частей:
- «Введение» — краткое описание целей и задач, места в образовании. Введение может включать информацию о контексте и особенностях преподавания предмета.
- «Теоретическая основа» — предназначен для описания информации, на которой базируется рабочая программа. Здесь можно рассмотреть концепции, теории и модели, применяемые в этой дисциплине.
- «Структура учебного материала» — описание содержания, организации и подачи информации в рамках РП. В этой части следует указать темы и подтемы, последовательность их изучения. Дополнительно можно указать используемые учебники, методические пособия и другие ресурсы, которые помогут в освоении предмета.
- «Методические рекомендации» — инструкции по применению этого плана в учебном процессе. Этот элемент содержит методы и приемы обучения, советы по использованию новых образовательных технологий и инструментов. Следует указать требования к оценке достижений.
- «Заключение» — служит для обобщения результатов работы над РП. Можно отразить достижения, проблемы и перспективы развития.
Планируемые результаты по учебным предметам формулируйте с опорой на ФГОС, целевой раздел ФОП, федеральную рабочую программу. Личностные результаты. Метапредметные результаты. Предметные результаты. Воспользуйтесь рекомендацией экспертов Справочной системы «Завуч».
Кроме основных компонентов, в пояснительную записку можно включить и другие части, такие как «Литература», где указывается список использованных источников, «Приложения», где приведены дополнительные материалы, примеры заданий.
По какому бы предмету ни была составлена рабочая программа, структура пояснительной записки помогает обеспечить ее последовательность, облегчает ориентацию и понимание предмета учителями и учащимися.