Патриотическое воспитание в школе или как вырастить героев

132

Патриотизм не передается по наследству, он воспитывается тяжелым трудом педагогов и родителей. Программа патриотического воспитания в школе контролируется на федеральном уровне, поскольку именно она закладывает основы мировоззрения школьников, учит детей любить и уважать Родину, оставив позади цинизм, эгоизм и равнодушие. Патриотическое воспитание в школе способствует тому, чтобы школьники осознавали престижность военной и государственной службы, авторитет российской армии и государства в целом возрастал.

Чувство патриотизма у современных школьников должно включать в себя: 

  • привязанность к месту рождения;
  • уважение к истории и языку своего народа, традициям и обычаям;
  • гордость за культурные и социальные достижения Родины;
  • заботу об интересах Родины, гордость за свой народ, символы государства;
  • понимание долга гражданина перед Родиной, необходимость защищать ее достоинство и честь, независимость и свободу;
  • желание посвятить свой труд укреплению и росту могущества своей страны;
  • общечеловеческие ценности, гуманизм, милосердия.

Важность и сложность гражданско-патриотического воспитания в школе

Национальная доктрина образования в РФ ориентирована на обеспечение исторической преемственности поколений, пропаганду национальной культуры, воспитание патриотически ориентированной молодежи. В правовом демократическом государстве патриоты, которые отличаются высокой нравственностью, уважают права и свободы личности. Работа по патриотическому воспитанию в школе подразумевает воспитание молодых людей, которые готовы выполнять гражданские обязанности в военное и мирное время. 

Сложность заключается в том, не придуман унифицированный рецепт воспитания патриотизма и повышения гражданского сознания у молодежи, нет инструментов для оценки уровня гражданско-патриотического сознания. Помимо прочего нельзя отрицать определенную шаблонность методов, отсутствие новых взглядов, идей и концепций. В школах часто проводятся мероприятия по патриотическому воспитанию исключительно формально,  что ограничивается несколькими классными часами в год. В противном случае этому вопросу уделяется чрезмерно большое внимание, что приводит к формированию националистических взглядов у молодежи. 

Гражданско-патриотическое воспитание в школе строится на формировании условий для реализации образовательно-воспитательного процесса. На школы возлагается ответственная задача возрождать верность идеалам, чувство патриотизма и любви к Родине. Сформировать эти чувства у молодежи за один год не удастся, потому концепция воспитания патриотизма предполагает систематическое воздействие на умы школьников. Предполагается комплексная работа классных руководителей, учителей-предметников, администрации школы и родителей. Гражданское самосознание строится на гражданской компетентности личности, осознании ценностей мировой и российской культуры. 

Ключевые мероприятия по патриотическому воспитанию в школе 

Воспитание патриотизма предполагает обращение к истории России, которое позволит учащимся сформировать самостоятельное представление о самоценности своей страны. Эти функции ложатся на плечи учителей истории и литературы. На примерах художественных произведений и исторических фактов школьники должны испытывать чувство уважения к Родине, ее традициям и славному прошлому. Переломные моменты российской истории как нельзя лучше демонстрируют силу патриотизма и способность патриотов положительно влиять на исход событий. Наилучшим образом этой цели отвечают факты о Великой Отечественной войне, Войне 1812 года (войне с Наполеоном), факты противостояния террористическим организациям в современной России. 

Среди художественных произведений наилучшей демонстрацией патриотизма служит бунт на Сенатской площади или Декабристское восстание, а также события, последовавшие за ним. Наилучшим образом это отражено в произведениях А.С.Пушкина и его современников, мемуарах участников событий. Безграничным примером для героизма и воспитания чувства патриотизма становятся литературные произведения, описывающие события Второй мировой и Великой Отечественной войны. 

Эффективные средства патриотического воспитания включают:

  • проблемные, интегрированные уроки героико-патриотической тематики;
  • театрализованные или групповые семинары;
  • дискуссии;
  • уроки-характеристики.

Среди методов гражданско-патриотического воспитания в школе используются:
методы исследования (интервьюирование знакомых и родственников, социальные опросы);
метод художественного исполнительства. 

Формами работы по патриотическому воспитанию служит:

  • книга памяти;
  • история боевой славы России;
  • общение с ветеранами Великой Отечественной войны;
  • взаимодействие семьи и школы по формированию и развитию патриотизма. 

Школьникам старшего звена военно-патриотическое воспитание в школе позволяет реализовать зарождающееся чувство героизма. Чтобы желание подростков проявить себя было направлено в правильное русло, в школе систематически должны проводиться военно-спортивные мероприятия, соревнования, лекционные занятия, уроки мужества, презентации, выпускаться соответствующие стенгазеты и устные журналы. В противном случае активная молодежь с нереализованным чувством героизма может попасть в антиобщественные и даже террористические организации, где ее энергия и стремления найдут выход. 

Перспективы и пути развития патриотического воспитания в школе

Для повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания в школе следует сформировать модернизированную систему образования, которая бы отвечала реалиям современной России. Воспитательная  работа в данной сфере должна регулярно обновлять методы и формы, что связано с изменениями социальных обстоятельств и потребностей общества. Образовательному учреждению важно принимать во внимание индивидуальные особенности, возраст учащихся, этнический и национальный состав классного коллектива, личностные качества школьников. Следовательно, программа РФ патриотического воспитания в школе требует от педагогов систематического поиска новых средств эффективного педагогического воздействия.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль