text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Аналитический отчет педагога-психолога школы

  • 6 сентября 2018
  • 3451

Скачать книгу «Психолого-педагогическое сопровождение»
Скачать бесплатно в .pdf

В условиях активной реорганизации образовательной среды особо важным становится процесс формирования информативной отчетности, в том числе составление аналитического отчета педагога-психолога за год — документа, дающего полное представление об особенностях психолого-педагогической практики в конкретной образовательной организации и достигнутом прогрессе. Результат аналитической деятельности специалиста, представленный в стандартной отчетной форме, служит подтверждением реализации поставленных задач, позволяет выявить проблемные моменты и наметить пути их преодоления.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Отчет педагога-психолога отражает все функции специалиста в общей парадигме учебно-воспитательного процесса, а именно особенности работы по таким сферам деятельности:

  • психолого-педагогическое сопровождение образовательной работы, в т.ч. проведение психологической диагностики детей;
  • реализация комплекса мер, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья школьников;
  • оказание консультативной помощи участникам образовательного процесса в случае возникновения проблемных и кризисных ситуаций;
  • предупреждение профессионального выгорания педагогов. 

Аналитический отчет педагога-психолога за год: цели и содержание

Психолого-педагогическая работа в школе ведется специалистом в соответствии с должностной инструкцией согласно общешкольному и личному плану, а аналитический отчет педагога-психолога за год отражает результаты деятельности по каждому из приоритетных направлений. Несмотря на то, что в зависимости от особенностей функционирования ОУ, должностные задачи педагога-психолога могут меняться. К основным видам деятельности, который должны быть обязательно отражены в отчетной документации, следует отнести:

  1. Осуществление психолого-педагогической диагностики школьников с целью разработки и реализации индивидуального подхода на протяжении всего периода обучения, предоставления консультативной помощи в сложных социальных ситуациях, обеспечение защиты прав учащихся. 
  2. Выполнение диагностической и психопрофилактической работы по запросу руководителя ОУ и его заместителей, представителей педагогического состава, родителей с целью изучения личностных и межличностых особенностей школьников, их привычек и склонностей, при наборе детей в первые классы школы и переводе учащихся с одной ступени обучения на следующую. 
  3. Установление причин неуспеваемости и недисциплинированности детей, достигаемое посредством применения целевых мониторинговых методов. 
  4. Оказание психологической помощи и поддержки участникам учебно-воспитательного процесса — детям (при нарушении межличностых отношений в классном коллективе), педагогам и администраторам при появлении первых признаков профессионального выгорания. 
  5. Проведение углубленного педагогического обследования детей с ОВЗ, направляемых на ПМПК.
  6. Осуществление психокоррекционной деятельности, оказание помощи в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  7. Консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 
  8. Участие в заседаниях методобъединений, педсоветах с целью консультации учителей по вопросам, связанных с обеспечением индивидуального подхода в обучении и воспитании. 

Чтобы достигнуть поставленных задач, проводится работа с педагогическим коллективом, различные мониторинги, тренинги, анкетирование, опросы, индивидуальные и групповые занятия, социометрия, обратная связь, профориентационные и психопрофилактические программы психолога в школе, активное взаимодействие с учащимися. Следовательно, в аналитический отчет педагога-психолога за год вносят данные о ходе и результатах комплексной работы по психологической профилактике, сопровождению и коррекции. Для этого педагог-психолог составляет наглядную таблицу, в которой отражает направления деятельности, виды работ с участниками образовательного процесса и достигнутые результаты.

Годовой отчет педагога-психолога в школе 2018

В настоящее время ввиду необходимости оптимизации управленческих процессов в сфере образования проблема совершенствования отчетной информации встала особенно остро. Прежде всего, при подготовке годового отчета педагога-психолога в школе возникает необходимость детализации информации, что обуславливает значимость пересмотра структуры и содержания документа, а также повышения его информативности и практическо-прикладной значимости. 

Структурно аналитический отчет педагога-психолога должен включать несколько компонентов, что отражено в таблице:

Ориентировочное содержание аналитического отчета педагога-психолога ОУ

Структурные компоненты отчета Что следует отразить в документе
Шапка установленного образца Указать полное наименование ОУ, должность ответственного специалиста, рамки отчетного периода.
Цели и задачи
Базовым направлением деятельности специалиста (и ключевой целью работы) является психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса через проведение диагностических индивидуальных и групповых исследований, анкетирования, наблюдений, тестирования, мониторинга. Согласно результатам диагностических мероприятий психолог определяет ход психического развития и соответствия возрастным нормативам, изучает склонности и личностные особенности школьников, уровень толерантности, готовности к сдаче экзаменов, выбору профессии, их психологическую готовность к школе и уровень адаптации. Таким образом, в список задач работы на год могут быть включены следующие направления деятельности:
  1. Выявление причин неуспеваемости и низкой социально адаптации отдельных учащихся с учетом возрастного фактора. 
  2. Индивидуализация учебно-воспитательного процесса посредством оказания помощи в подготовке индивидуальных образовательных маршрутов, выявления динамики развития познавательных процессов в классах, консультирования педагогов.
  3. Психологическое сопровождение старшеклассников при подготовке к экзаменам. 
  4. Анализ детско-родительских отношений, проведение консультаций для представителей семей.
  5. Предупреждение конфликтности, агрессивности в классных и творческих коллективах.
Консультационное направление
 Консультационно-просветительская деятельность заключается во взаимодействии с педагогами и учащимися, выступлениях на родительских собраниях, совещаниях, педагогических советах, размещении информации на информационном стенде и школьном сайте, подготовке рекомендаций для педагогов. Педагог-психолог в своей деятельности использует современные образовательные технологии, среди которых — мультимедийные средства и интернет, игровые и здоровьесберегающие технологии.
Консультирование традиционно проводится в два этапа: с целью обеспечения высокого уровня информатизации участников образовательного процесса за первичными консультациями следуют повторные, которые могут быть единичными или носить системный характер. В годовом отчете педагога-психолога школы целесообразно выделить не только результативность консультационной работы, но и перечень проблем и задач, для разрешения которых потребовалась помощь школьного педагога-психолога, а также наметить направления развития данного вида деятельности на будущий учебный год.
Диагностическая работа

Мониторинговая и оценочная деятельность является одной из ключевых должностных обязанностей педагога-психолога, которая реализуется с целью анализа интеллектуальных и творческих способностей детей, выявления проблем личностного развития и социальной адаптации, а также причин их возникновения.

Специалисты школьной психологической службы преимущественно используют в ходе диагностики проективные методы, проводят наблюдение, беседы и тестирования, потому результативность работы по данному направлению во многом зависит от эффективности выбранных методик и способности специалиста интерпретировать результаты, что важно отразить в отчетной документации. 

Коррекционно-развивающее направление 
Ключевыми направлениями деятельности школьного педагога-психолога остается профилактическая и коррекционно-развивающая работа, необходимая для обеспечения успешной социальной адаптации школьников, преодоления трудностей в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах. Коррекционная работа может проводиться как в группах, так и индивидуально:
  1. Психологические тренинги как форма активного обучения используются для формирования умений и навыков построения межличностных отношений, продуктивной образовательной деятельности, развития понимания себя и познания других. Такие Занятия способствуют социальной адаптации учащихся, сплочению коллектива, поэтому они организуются преимущественно с детьми младшего и среднего школьного возраста.
  2. Индивидуальные занятия, реализуемые с целью коррекции эмоционального состояния, снижения уровня агрессии и тревожности, развития коммуникативных компетенций.
Отдельного внимания заслуживают результаты работы психолога с детьми «группы риска», данные по профессиональному выбору подростков 9-х и 10-х классов, их готовности к сдаче ЕГЭ, готовности детей к школьному образованию, оценку учебной мотивации и удовлетворенности учебным процессом. 
Просветительская деятельность 
Просветительская работа остается особо значимой ввиду возможности предупреждения проблем психологического характера и распространения передового педагогического опыта. К популярным просветительским мероприятиям, дающим наибольшую результативность, относятся:
  1. Тематические классные часы, призванные проинформировать школьников о популярных возрастных сложностях и возможностях их преодоления, помочь освоить азы рефлексивного анализа и указать на важность поиска квалифицированной помощи в сложных жизненных ситуациях. 
  2. Выступления на родительских собраниях, педсоветах, заседаниях методических объединений для повышения уровня психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
  3. Индивидуальные просветительские консультации, которые проводятся для педагогов, представителей семей. Во время таких тренингов обеспечивается повышение психологической грамотности учителей и родителей, осознание ими своей роли в вопросах воспитания, мотивирование на поиск выходов их конфликтной ситуации независимо от уровня ее сложности.
  4. Просветительские консультации для выпускников школы по вопросам профессионального самоопределения.
Методическая работа Организационно-методическая деятельность в обязательном порядке находит отражение в отчете психолога-педагога ОУ за год, поскольку представляет собой существенный блок работы. За отчетный период специалист разрабатывает ряд документов, которые определяют ход психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении. В рамках ее школьный психолог ведет журналы учета видов работы, индивидуальных консультаций, отмечает подготовку материалов к консультациям, к выступлению на педагогических советах, информации для стенда и школьного сайта. Под эту категорию также подпадает обработка фото и видео материалов, систематизация полученных данных, работа над самообразованием.
 

Отчет о работе школьного психолога: важные моменты

Долгое время составление отчетной документации считалось формальностью, а потому данному этапу работы специалиста уделялось недостаточно внимания. Сегодня, чтобы создать годовой отчет о работе школьного психолога, несущий практическую ценность, важно обеспечить целесообразность предоставления данных (указать цели и задачи, которые ставились в начале отчетного периода, а также акцентировать внимание на моменте, удалось ли их достичь), обеспечить полноту и достоверность информации, чему будет способствовать последовательное документирование результатов работы в течение учебного года. 

Одним из важных моментов при подготовке итоговой отчетности остается способ ее предоставления. Очень важно, чтобы итоговый документ содержал статистические таблицы, по возможности — графики и диаграммы, иллюстрирующие особенности психолого-педагогической практики, положительные моменты, которых удалось достигнуть, и актуальные проблемы. Основными факторами, влияющими на способ предоставления данных в отчетах, являются запросы и потребности представителей административного состава школы или проверяющих лиц.

Структура аналитического отчета педагога-психолога за год

Важно отметить, что в рамках подготовки аналитического отчета школьный педагог-психолог (помимо передачи сведений о степени удовлетворенности родителей и учащихся) проводит самостоятельную оценку недостатков организации деятельности и ее результатов. Чаще всего психологи отмечают недостаточную посещаемость их занятий учащимися, необходимость сокращать групповые занятия, уделяя больше внимания индивидуальным. 

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа «Документы образовательной организации» За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

В завершение хочется отметить, что тщательно подготовленный аналитический отчет педагога-психолога, который должен содержать план работы на будущий год, позволяет более эффективно планировать работу на будущий год, учитывая особенности функционирования конкретной образовательной организации, характеристики детского контингента и кадрового состава, уровень вовлеченности представителей семей в учебно-воспитательную деятельность. Наряду с этим простота изложения информации и ее визуализация облегчают руководителю ОУ и другим администраторам восприятие актуальной ситуации в вопросах обеспечения психолого-педагогического сопровождения и способствуют быстрому разрешению проблемных моментов, в том числе в условиях низкой обеспеченности школьного психолога необходимыми материально-техническими ресурсами. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ОО» — это эффективное планирование образовательной деятельности, контроль качество образования, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.