Система внутришкольного контроля по ФГОС

98

Как и вся система образования, система внутришкольного контроля сегодня претерпевает значительные изменения. Это связано с осознанием того, что смена целей без организационных изменений практически ничего не дает. И наряду с тем, что изменились цели, в том числе и внутришкольного контроля, сам этот процесс также начинает эволюционировать.

Внутришкольный контроль по ФГОС является системой, которая позволяет не только контролировать или оценивать. Это понятие значительно более глубокое и охватывает все виды деятельности образовательного учреждения. Как происходило развитие процесса внутришкольного контроля до сегодняшнего дня, когда обязательным условием его эффективности является соответствие требованиям ФГОС?

Эволюция внутришкольного контроля, его развитие по ФГОС

Если рассматривать внутришкольный контроль с точки зрения системы управления качеством образовательного процесса, то стоит изучить несколько определений этого понятия. В 1986 году Ю.А. Конаржевский говорил о том, что внутришкольный контроль – одна из важнейших управленческих функций. В то время внутришкольный контроль имел лишь одну основную функцию, а само понятие было достаточно узким.

В.Н. Третьяков в 1997 году определял внутришкольный контроль как вид деятельности по установлению соответствия функционирования и развития всей системы учебно-воспитательной работы школы на диагностической основе. Здесь речь идет не только о контроле и определение расширяется.

В.А. Сластенин в 2002 году говорит о том, что внутришкольный контроль тесно связан со всеми функциями управленческого цикла и особенно тесто – с функцией педагогического анализа. И хотя требования ФГОС тогда еще не внедрялись, все равно создавалась система, которая должна была соответствовать сегодняшним стандартам.

В начале 2000-х годов эффективность внутришкольного управления начала рассматриваться в зависимости от уровня организации контроля администрацией школы на основе личностно-правового подхода, а не привычного контроля сверху вниз. То есть сущность внутришкольного контроля по ФГОС должна заключаться в оказании профессиональных услуг персоналу. Одно из самых богатых определений внутришкольного контроля появилось в 2004 году. Оно рассматривает это понятие как наблюдение, изучение, проверку, мониторинг, сбор, обработку информации, ее анализ, систематизацию, выявление состояния системы с целью дальнейшего совершенствования деятельности. Здесь у внутришкольного контроля множество функций и мониторинг выступает только как одна из составляющих.

До 90-х годов внутришкольный контроль качества образовательного процесса представлял собой именно контроль субъектами, администрацией, предполагал однообразие форм и строгую иерархию. Сегодня, в том числе согласно требованиям ФГОС, система управления качеством образовательного процесса выглядит уже не как иерархическая, а как гипертекстная. Это называется управлением из любой точки, когда все функции управления реализуют систему управления качеством. Все участники образовательного процесса, управляют его качеством на своем рабочем месте.

Кроме того, сегодня внутришкольный контроль по ФГОС включает намного большее разнообразие форм и видов. Это не только мониторинг, но и, например, включенное наблюдение.

Важно, что прежде чем перейти к гипертекстной модели, следует четко расписать, кто и за что отвечает, то есть реализовать принцип распределенной ответственности. Успех управленца зависит от успеха того, кем он управляет. Как писала Т.И. Шамова, демократизация управления требует определения контроля сверху и снизу. Роль каждого члена трудового коллектива в контроле повысится при его ответственности за результаты работы. Речь идет о самоконтроле ученика с контролем учителя, самоконтроле учителя с административно-общественным контролем, самоконтроле руководителя с общественным контролем.

Кроме того, Т.И. Шамова говорила о гуманистическом подходе к контролю. Контроль не может быть жестким, только исполняющим требования, но он должен включать активную рефлексию и учитывать мнение людей, которых контролируют. Привычный мониторинг становится только технологической частью, с помощью которой осуществляется внутришкольный контроль по ФГОС. К примеру, если речь идет о реализации профессиональной компетентности учителя, то результатами должны быть  предметные знания, умения, навыки, личностные результаты.

Как видно понятие и сама сущность внутришкольного контроля претерпевали изменения по мере развития педагогического арсенала в работе с учениками, а также появляющимися новыми требованиями к организации образовательного процесса. Сегодня внутришкольный контроль по ФГОС представляет собой объемное понятие, охватывающее все сферы деятельность образовательной организации.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль