text

Конференция для директора школы 2018 >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Проведение внутришкольного контроля: основные этапы

  • 12 марта 2013
  • 112

В привычном понимании проведение внутришкольного контроля осуществляется по трем направлениям: контроль учебно-воспитательного процесса, педагогических кадров и учебно-материальной базы. Однако согласно требованиям ФГОС, существует три группы требований: требования к результатам, требования к условиям и требования к структуре программ. Значит, в соответствии с требованиями ФГОС, проведение внутришкольного контроля должно предусматривать анализ:

  • качества результатов,
  • качества процесса,
  • качества системы управления.

Качество результатов измеряется по ученикам. Качество процесса – это качество уроков, различных событий, мероприятий, качество кабинетов, реализованных программ, компетентности педагогов.

Оценка качества управления в рамках проведения внутришкольного контроля, как правило, вызывает наибольшие затруднения, когда речь идет о контроле. При этом под управлением стоит понимать не только осуществление деятельности администрации школы, но и работу каждого педагога, ведь он управляет образовательными результатами учеников. Внутришкольный контроль не должен рассматриваться как оценка учителя, а только как оценка его методик на соответствие требованиям. Важно, чтобы каждый учитель мог самостоятельно оценить качество своих уроков по утвержденной в школьной системе методике.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

  • разработка ООП общеобразовательной организации
  • разработка адаптированной основной образовательной программы
  • организация ВСОКО ОО

Эти и другие важные темы на курсе повышения квалификации

Что следует понимать под качеством при проведении внутришкольного контроля?

Чтобы оценивать качество любого процесса следует сначала дать определение этому понятию. В толковом словаре качество определяется как существенный признак, отличающий один предмет или одно лицо от другого. Это может быть цвет, вкус, форма, знание, навык, внимание и так далее. Второе определение качества – это степень достоинства, ценности, пригодности вещи для чего-то.

В первом случае качество – свойство, во втором – уровень. При проведении внутришкольного контроля замерять и контролировать можно только то, что уже выделено как характеристика. Зачастую первое определение качества забывается, и управленцы чрезмерно сосредотачиваются на его степени, стараются повысить уровень уже имеющихся характеристик. Однако чтобы улучшить систему обеспечения качества образования нужно пересмотреть и сами измеряемые характеристики.

После этого станет понятно, что лучше измерять в формате мониторинга, что – в формате микроисследований, например, включенного наблюдения. К примеру, если при проведении внутришкольного контроля измерять качество результатов, если речь идет об учениках, то оно состоит из трех частей. Первая – это знания по предмету, вторая – его умения, что он может делать со своими знаниями, третья часть – определяется словом «могу» и уже относится к психофизиологии.

Что можно измерять в рамках контроля качества результатов, если речь идет об учениках? Сюда относится:

  • Здоровье обучающихся.
  • Личностные образовательные результаты, которые при проведении внутришкольного контроля можно измерять такими показателями, как уровень социализированности, уровень воспитанности, уровень учебно-познавательной мотивации.
  • Уровень сформированности ценности здорового образа жизни.
  • Метапредметные образовательные результаты – уровень реализации всех универсальных учебных действий, уровень развития ИКТ-компетентности.
  • Предметные образовательные результаты, которые измеряются по качеству и динамике обученности, подтверждению обученности по результатам внешней независимой оценки.
  • Уровень обучаемости (уровень учебных возможностей), участие и победы в предметных конкурсах и олимпиадах.

Примером действенности правильного проведения внутришкольного контроля может служить мониторинг уровня учебно-познавательной мотивации, который осуществлялся в одной из школ. Его результаты показали важность правильной оценки мотивации учащихся. В рассматриваемом классе предпочитаемые приемы мотивации учащихся и  используемые формы, а также приемы учителя не совпадали. В результате у детей рос уровень тревожности, а уровень обучаемости падал. Причина заключалась в том, что учитель использовал методы, которые нужны для учеников с высоким познавательным уровнем, в то время как у детей рассматриваемого класса он был низким. Однако проанализировав данные детей и выяснив, что у них высокий социальный уровень, педагоги построили работу по-другому. В итоге результаты детей, а это был 5Д класс, превзошли результаты учеников А-класса.

Это свидетельствует о том, что корректное и своевременное проведение внутришкольного контроля, правильная обработка его результатов и внедрение в жизнь изменений, может значительно повысить образовательные результаты в учебной организации, что позволяет легче достигать основных образовательных целей.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.