Проведение внутришкольного контроля: основные этапы

53

В привычном понимании проведение внутришкольного контроля осуществляется по трем направлениям: контроль учебно-воспитательного процесса, педагогических кадров и учебно-материальной базы. Однако согласно требованиям ФГОС, существует три группы требований: требования к результатам, требования к условиям и требования к структуре программ. Значит, в соответствии с требованиями ФГОС, проведение внутришкольного контроля должно предусматривать анализ:

  • качества результатов,
  • качества процесса,
  • качества системы управления.

Качество результатов измеряется по ученикам. Качество процесса – это качество уроков, различных событий, мероприятий, качество кабинетов, реализованных программ, компетентности педагогов.

Оценка качества управления в рамках проведения внутришкольного контроля, как правило, вызывает наибольшие затруднения, когда речь идет о контроле. При этом под управлением стоит понимать не только осуществление деятельности администрации школы, но и работу каждого педагога, ведь он управляет образовательными результатами учеников. Внутришкольный контроль не должен рассматриваться как оценка учителя, а только как оценка его методик на соответствие требованиям. Важно, чтобы каждый учитель мог самостоятельно оценить качество своих уроков по утвержденной в школьной системе методике.

Что следует понимать под качеством при проведении внутришкольного контроля?

Чтобы оценивать качество любого процесса следует сначала дать определение этому понятию. В толковом словаре качество определяется как существенный признак, отличающий один предмет или одно лицо от другого. Это может быть цвет, вкус, форма, знание, навык, внимание и так далее. Второе определение качества – это степень достоинства, ценности, пригодности вещи для чего-то.

В первом случае качество – свойство, во втором – уровень. При проведении внутришкольного контроля замерять и контролировать можно только то, что уже выделено как характеристика. Зачастую первое определение качества забывается, и управленцы чрезмерно сосредотачиваются на его степени, стараются повысить уровень уже имеющихся характеристик. Однако чтобы улучшить систему обеспечения качества образования нужно пересмотреть и сами измеряемые характеристики.

После этого станет понятно, что лучше измерять в формате мониторинга, что – в формате микроисследований, например, включенного наблюдения. К примеру, если при проведении внутришкольного контроля измерять качество результатов, если речь идет об учениках, то оно состоит из трех частей. Первая – это знания по предмету, вторая – его умения, что он может делать со своими знаниями, третья часть – определяется словом «могу» и уже относится к психофизиологии.

Что можно измерять в рамках контроля качества результатов, если речь идет об учениках? Сюда относится:

  • Здоровье обучающихся.
  • Личностные образовательные результаты, которые при проведении внутришкольного контроля можно измерять такими показателями, как уровень социализированности, уровень воспитанности, уровень учебно-познавательной мотивации.
  • Уровень сформированности ценности здорового образа жизни.
  • Метапредметные образовательные результаты – уровень реализации всех универсальных учебных действий, уровень развития ИКТ-компетентности.
  • Предметные образовательные результаты, которые измеряются по качеству и динамике обученности, подтверждению обученности по результатам внешней независимой оценки.
  • Уровень обучаемости (уровень учебных возможностей), участие и победы в предметных конкурсах и олимпиадах.

Примером действенности правильного проведения внутришкольного контроля может служить мониторинг уровня учебно-познавательной мотивации, который осуществлялся в одной из школ. Его результаты показали важность правильной оценки мотивации учащихся. В рассматриваемом классе предпочитаемые приемы мотивации учащихся и  используемые формы, а также приемы учителя не совпадали. В результате у детей рос уровень тревожности, а уровень обучаемости падал. Причина заключалась в том, что учитель использовал методы, которые нужны для учеников с высоким познавательным уровнем, в то время как у детей рассматриваемого класса он был низким. Однако проанализировав данные детей и выяснив, что у них высокий социальный уровень, педагоги построили работу по-другому. В итоге результаты детей, а это был 5Д класс, превзошли результаты учеников А-класса.

Это свидетельствует о том, что корректное и своевременное проведение внутришкольного контроля, правильная обработка его результатов и внедрение в жизнь изменений, может значительно повысить образовательные результаты в учебной организации, что позволяет легче достигать основных образовательных целей.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль