Внутришкольная система оценки качества образования: новые требования

214

Цели модернизации внутришкольной системы оценки качества образования

Современная внутришкольная система оценки качества образования исторически появляется из более простого инструмента оценки качества - из внутришкольного контроля. В связи с принятием Федерального закона “Об образовании в РФ”, где утвержден приоритет непрерывного и всеобщего образования граждан всех возрастов и возможностей здоровья, стали меняться и критерии оценки образования. Важную роль в результатах образования стали играть компетентностные навыки, появилась большая вариативность планируемых результатов образовательного процесса, что было закреплено в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.

Закономерно, что школам была предоставлена свобода в планировании результатов и разработке внутришкольной системы оценки качества образования . Перед руководителями школ встал вопрос о формировании системы управления качеством образования, включающей контроль и оценку планируемых результатов, образовательного процесса и процесса управления, в соответствии с  Федеральным стандартом.

Основная цель обновления внутришкольной системы оценки качества образования - сделать ее действенным инструментом улучшения качества. Для реализации этой цели очень важно учесть первые результаты практического внедрения системы в жизнь школы.

Способы оптимизации внутришкольной системы оценки качества образования

По оценкам педагогов, внутришкольный контроль на практике обнаружил слабые места в области детализации критериев оценки результатов, в области обработки и применения полученной оценочной информации для планирования дальнейшего процесса.

Согласно проведенным исследованиям, три четверти опрошенных педагогов понимают смысл критериального оценивания, смысл понятий  «обучаемость», «логические, организационные, коммуникативные умения», «особенности мотивационно-волевой сферы», «психологические особенности познавательной сферы». Около четверти педагогов умеют определить уровень развития указанных внутренних ресурсов. Например, по выполненному заданию определить, что у данного ученика недостаточный объем внимания для успешного выполнения такого задания. И только около десяти процентов педагогов умеют использовать полученные данные для проектирования образовательного процесса с учетом особенностей конкретного ребенка. Подавляющее большинство этих педагогов - учителя школ коррекционно-развивающего обучения, имеющие специальную подготовку, либо дефектологическое образование.

Для оптимизации внутришкольной системы критериев оценки качества образования специалистами предлагаются релевантные дескрипторы к показателям по каждому из критериев образовательного или воспитательного  процесса. В случае оценки качества деятельности ученика, наличие разработанной системы дескрипторов позволяет включить его в образовательный процесс как активно действующую личность, самостоятельно достигающую определенной цели. Если перед изучением темы учитель показывает ученикам вариант контрольной работы и варианты уровневых дескрипторов, ученики ясно видят и понимают, какой уровень оценивается на отлично, каких результатов от них ждут, это позволяет им активно включится в процесс обучения.

Например, при оценке качества овладения учеником навыком смыслового чтения, учитель планирует оценивать его по выполнению заданий в контрольных работах. Эти задания в данном случае являются показателями. К каждому из показателей прописываются несколько дескрипторов, то есть описаний степени приближения ученика к идеальному результату. Каждому дескриптору присваивается произвольное значение в баллах, позволяющее количественно выразить достигнутое качество овладения навыком.

Система оценки качества образования в школе включает не только ученика, но и учителя, поскольку она опирается на требования ФГОС. В стандарте есть требование к обеспечению условий работы учителя. В качестве субъекта оценки учитель также может получать различные баллы в соответствии с дескрипторами по критерию, например, здоровьесбережение. Если учитель курит, он заведомо не сможет получить высокий балл по этому критерию. Если он при этом является учителем биологии, и самим содержанием предмета обязан пропагандировать здоровый образ жизни, его оценка по собственному предмету также будет невысокой. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль