Организация работы в школе по здоровьесбережению

117

Системный подход к организации работы в школе по здоровьесбережению

Приступая к работе в школе по здоровьесбережению, следует с самого начала организовать ее так, чтобы она стала частью системы управления качеством образования в рамках выполнения основной образовательной программы. Это значит, что должен быть определен предмет управления, средства управления - людские, программные, материально-технические средства осуществления процесса, а также - определен механизм контроля, включающий критерии, показатели, дескрипторы оценок, сроки мониторингов, ответственных за измерения и за использование полученных данных для улучшения дальнейшей работы.

Прежде всего, следует определить, что такое здоровье, которое нужно оберегать в школе. Для организатора этой работы здоровье состоит из трех параметров: биологического, социально-психологического, нравственного. Эти параметры можно измерять, контролировать, управлять ими, создавая здоровьесберегающую среду и формируя здоровый образ жизни. Создание здоровьесберегающей среды требует работы в школе соответствующих специалисто: медиков, дефектологов, психологов; также, потребуются методическое обеспечение их работы, программы и специальные технологии; кроме того, необходимы материально-технические ресурсы, такие как специальные помещения в школе, оборудование и дизайн помещений.

Но это лишь одно из направлений работы в школе по здоровьесбережению, поскольку здоровьесбережение в школе должно стать не столько самостоятельной целью, а скорее неотъемлемым условием основного образовательного процесса. В этом процессе здоровьесбережение присутствует как потенциал любой формы деятельности.

Работа в школе по здоровьесбережению как потенциал образовательного процесса

В своей основной педагогической работе учитель общается с детьми, выступает организатором внеурочной деятельности, планирует и преподает содержание своего предмета на уроках. Это основные формы деятельности педагога. В требованиях к условиям и к результатам педагогической деятельности во ФГОСах присутствует требование здоровьесбережения. Однако, недопустимо просто сослаться на ФГОС и добавить в систему мониторинга новый пункт. В этой области работа в школе по здоровьесбережению должна начинаться с обсуждений с преподавателями вопроса о том, каким образом здоровьесбережение будет присутствовать в их предмете, в организационной деятельности, в общении с детьми. Целесообразно провести также обучающие семинары на эту тему, разработать критерии, показатели, дескрипторы оценок (описание уровня овладения навыком и присвоение уровню определенного количества баллов) работы учителя в этом направлении, и только затем включить этот пункт в систему внутришкольного контроля.

Практически это означает, что оценивая качество урока, проверяющий будет оценивать его и по новому показателю здоровьесбережения. На уроке он должен присутствовать и в содержании предмета, и в стиле общения. Например, рассказывая на уроке географии о новой стране, регионе, учитель обращает внимание детей на то, как географические условия влияют на здоровье людей в этом крае, проводится ли там вакцинация, и т.п. Конечно, биология предоставляет наибольшие возможности в этом направлении.

Стиль общения на уроке влияет на психологический климат в классе, директивный и жесткий стиль не может способствовать здоровому и конструктивному общению и отрицательно сказывается на психологическом здоровье детей. Здесь организация работы в школе по здоровьесбережению должна состоять в обсуждении с учителем оптимального стиля общения на уроках, преподаватель должен знать заранее, какой стиль будет оцениваться положительно, принять этот критерий сознательно и добровольно, принять участие в разработке дескрипторов оценок.

Так же точно оценивается и качество организации внеурочной деятельности, например, экскурсии: насколько продуман маршрут и организован транспорт, есть ли аптечка, предусмотрен ли отдых и еда на маршруте.

Затем,  работа в школе по здоровьесбережению отражается в оценке качества материально-технического обеспечения учебного процесса, в качестве предметных кабинетов, оборудования, технологий, учебников. Здесь организатор руководствуется СанПиНами, Федеральными стандартами, ГОСТами, в которых все подробно описано. В данном случае задача организатора - правильно определить ответственного на этом направлении, который сможет в силу своих должностных обязанностей обеспечить выполнение требований.

Организуя системную работу в школе по здоровьесбережению, необходимо также обратить внимание на выбор информационно-методических материалов, которые также обладают различным уровнем здоровьесберегающего потенциала. Кроме того, следует добавить оценку кадрового состава школы по параметру здоровьесбережения, измерение проводится в данном случае методом самоопроса: педагог отвечает на вопрос что я знаю о здоровье, как использую это в своей работе, как к этому отношусь. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль