Организация работы в школе по здоровьесбережению

152

Системный подход к организации работы в школе по здоровьесбережению

Приступая к работе в школе по здоровьесбережению, следует с самого начала организовать ее так, чтобы она стала частью системы управления качеством образования в рамках выполнения основной образовательной программы. Это значит, что должен быть определен предмет управления, средства управления - людские, программные, материально-технические средства осуществления процесса, а также - определен механизм контроля, включающий критерии, показатели, дескрипторы оценок, сроки мониторингов, ответственных за измерения и за использование полученных данных для улучшения дальнейшей работы.

Прежде всего, следует определить, что такое здоровье, которое нужно оберегать в школе. Для организатора этой работы здоровье состоит из трех параметров: биологического, социально-психологического, нравственного. Эти параметры можно измерять, контролировать, управлять ими, создавая здоровьесберегающую среду и формируя здоровый образ жизни. Создание здоровьесберегающей среды требует работы в школе соответствующих специалисто: медиков, дефектологов, психологов; также, потребуются методическое обеспечение их работы, программы и специальные технологии; кроме того, необходимы материально-технические ресурсы, такие как специальные помещения в школе, оборудование и дизайн помещений.

Но это лишь одно из направлений работы в школе по здоровьесбережению, поскольку здоровьесбережение в школе должно стать не столько самостоятельной целью, а скорее неотъемлемым условием основного образовательного процесса. В этом процессе здоровьесбережение присутствует как потенциал любой формы деятельности.

Работа в школе по здоровьесбережению как потенциал образовательного процесса

В своей основной педагогической работе учитель общается с детьми, выступает организатором внеурочной деятельности, планирует и преподает содержание своего предмета на уроках. Это основные формы деятельности педагога. В требованиях к условиям и к результатам педагогической деятельности во ФГОСах присутствует требование здоровьесбережения. Однако, недопустимо просто сослаться на ФГОС и добавить в систему мониторинга новый пункт. В этой области работа в школе по здоровьесбережению должна начинаться с обсуждений с преподавателями вопроса о том, каким образом здоровьесбережение будет присутствовать в их предмете, в организационной деятельности, в общении с детьми. Целесообразно провести также обучающие семинары на эту тему, разработать критерии, показатели, дескрипторы оценок (описание уровня овладения навыком и присвоение уровню определенного количества баллов) работы учителя в этом направлении, и только затем включить этот пункт в систему внутришкольного контроля.

Практически это означает, что оценивая качество урока, проверяющий будет оценивать его и по новому показателю здоровьесбережения. На уроке он должен присутствовать и в содержании предмета, и в стиле общения. Например, рассказывая на уроке географии о новой стране, регионе, учитель обращает внимание детей на то, как географические условия влияют на здоровье людей в этом крае, проводится ли там вакцинация, и т.п. Конечно, биология предоставляет наибольшие возможности в этом направлении.

Стиль общения на уроке влияет на психологический климат в классе, директивный и жесткий стиль не может способствовать здоровому и конструктивному общению и отрицательно сказывается на психологическом здоровье детей. Здесь организация работы в школе по здоровьесбережению должна состоять в обсуждении с учителем оптимального стиля общения на уроках, преподаватель должен знать заранее, какой стиль будет оцениваться положительно, принять этот критерий сознательно и добровольно, принять участие в разработке дескрипторов оценок.

Так же точно оценивается и качество организации внеурочной деятельности, например, экскурсии: насколько продуман маршрут и организован транспорт, есть ли аптечка, предусмотрен ли отдых и еда на маршруте.

Затем,  работа в школе по здоровьесбережению отражается в оценке качества материально-технического обеспечения учебного процесса, в качестве предметных кабинетов, оборудования, технологий, учебников. Здесь организатор руководствуется СанПиНами, Федеральными стандартами, ГОСТами, в которых все подробно описано. В данном случае задача организатора - правильно определить ответственного на этом направлении, который сможет в силу своих должностных обязанностей обеспечить выполнение требований.

Организуя системную работу в школе по здоровьесбережению, необходимо также обратить внимание на выбор информационно-методических материалов, которые также обладают различным уровнем здоровьесберегающего потенциала. Кроме того, следует добавить оценку кадрового состава школы по параметру здоровьесбережения, измерение проводится в данном случае методом самоопроса: педагог отвечает на вопрос что я знаю о здоровье, как использую это в своей работе, как к этому отношусь. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник классного руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль