Формирование системы оценки качества образования: основные принципы

89

Принцип целостности в  формировании системы оценки качества образования

Систему оценки тоже можно оценивать, и первым критерием оценки в данном случае является наличие в школе соответствующего локального акта, где подробно описана система оценки качества образования в данном образовательном учреждении. При формировании системы оценки качества образования создатели прежде всего ориентируются на цели и задачи школы, прописанные в уставе. Все они должны присутствовать в системе оценки качества как отдельные направления.

Для создания полноценной системы оценки качества очень важно, чтобы был прописан критериальный аппарат всех составляющих внутришкольного контроля с подробными уровневыми дескрипторами качества. К этим составляющим относятся образовательные результаты ученика, выстроенные на основе требований ФГОС, а именно, результаты ученика по обученности, по универсальным учебным действиям, по социализированности и по уровню здоровья. Отдельным направлением в системе присутствует качество образовательного процесса, оно оценивается по таким показателям, как урок, событие во внеурочной деятельности, компетентность учителя, оснащенность кабинетов.

В формировании системы оценки качества образования самую трудоемкую часть работы составляет создание дескрипторов, описаний уровня знаний, умений, навыков, наличия условий и т.д. к каждому показателю, которых может быть несколько по каждому направлению деятельности. Но в этом состоит смысл системы оценки качества. Подробные дескрипторы различных уровней делают систему оценки работающей, практически полезной.

Принцип демократизации в  формировании системы оценки качества образования

Соблюдение принципа демократизации или гуманизации при формировании системы оценки качества образования состоит в обеспечении сотрудничества и кооперации всего коллектива школы в проведении мероприятий оценки. На уровне документов этот принцип состоит в прописи регламента внутришкольного контроля.

Регламент принимается всем коллективом школы, в процессе принятия каждый член коллектива информируется о сроках, местах, датах мониторингов, а также о субъектах и задачах обсуждения результатов каждого этапа мониторинга. В современных условиях реорганизации образовательных учреждений утверждение циклограмм, годовых планов измерений качества, происходят практически каждый год. Это обстоятельство способствует полноценному охвату всего коллектива, позволяет выделить какие-то критерии как более важные в предстоящем учебном году.

Очень важно, чтобы результаты измерений использовались для улучшения качества образования. С этой целью в регламенте должны быть указаны ответственные и назначены обсуждения результатов мониторинга.

Делегирование полномочий при формировании системы оценки качества образования

Руководителю нужно иметь в виду современную тенденцию к усложнению системы оценки качества, к превращению ее в инструмент управления сложным многомерным организмом образовательной единицы. Поэтому при формировании системы оценки качества образования в своей школе он должен распределить ответственность, прописать в регламенте и закрепить отдельные направления контроля за определенными сотрудниками. Более того, ученик также может быть субъектом управления, и к этому должен стремиться любой школьный коллектив. Разумеется, это должен быть подготовленный процесс и в системе оценки качества образовательных результатов ученика должно быть прописано, как школьник может оценить свои результаты.

И, конечно, главным ресурсом развития системы оценки качества образования является управленческая компетентность учителя. Большинство опытных учителей находятся на высоком уровне управленческой компетенции, когда они самостоятельно корректируют цели в зависимости от специфики класса, и далее соответственно весь образовательный процесс. Основной целью остается ФГОС, но достижение этой цели в конкретной образовательной деятельности с конкретными учениками планирует учитель. При этом не на любом этапе образовательного процесса ФГОС является основной целью. По большому счету, основной целью всегда является полная реализация потенциала ученика, и опытный педагог никогда об этом не забывает. В реализации управленческой компетенции учителя специалисты видят будущее формирования системы оценки качества образования как системы управления. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль