Формирование системы оценки качества образования: основные принципы

51

Принцип целостности в  формировании системы оценки качества образования

Систему оценки тоже можно оценивать, и первым критерием оценки в данном случае является наличие в школе соответствующего локального акта, где подробно описана система оценки качества образования в данном образовательном учреждении. При формировании системы оценки качества образования создатели прежде всего ориентируются на цели и задачи школы, прописанные в уставе. Все они должны присутствовать в системе оценки качества как отдельные направления.

Для создания полноценной системы оценки качества очень важно, чтобы был прописан критериальный аппарат всех составляющих внутришкольного контроля с подробными уровневыми дескрипторами качества. К этим составляющим относятся образовательные результаты ученика, выстроенные на основе требований ФГОС, а именно, результаты ученика по обученности, по универсальным учебным действиям, по социализированности и по уровню здоровья. Отдельным направлением в системе присутствует качество образовательного процесса, оно оценивается по таким показателям, как урок, событие во внеурочной деятельности, компетентность учителя, оснащенность кабинетов.

В формировании системы оценки качества образования самую трудоемкую часть работы составляет создание дескрипторов, описаний уровня знаний, умений, навыков, наличия условий и т.д. к каждому показателю, которых может быть несколько по каждому направлению деятельности. Но в этом состоит смысл системы оценки качества. Подробные дескрипторы различных уровней делают систему оценки работающей, практически полезной.

Принцип демократизации в  формировании системы оценки качества образования

Соблюдение принципа демократизации или гуманизации при формировании системы оценки качества образования состоит в обеспечении сотрудничества и кооперации всего коллектива школы в проведении мероприятий оценки. На уровне документов этот принцип состоит в прописи регламента внутришкольного контроля.

Регламент принимается всем коллективом школы, в процессе принятия каждый член коллектива информируется о сроках, местах, датах мониторингов, а также о субъектах и задачах обсуждения результатов каждого этапа мониторинга. В современных условиях реорганизации образовательных учреждений утверждение циклограмм, годовых планов измерений качества, происходят практически каждый год. Это обстоятельство способствует полноценному охвату всего коллектива, позволяет выделить какие-то критерии как более важные в предстоящем учебном году.

Очень важно, чтобы результаты измерений использовались для улучшения качества образования. С этой целью в регламенте должны быть указаны ответственные и назначены обсуждения результатов мониторинга.

Делегирование полномочий при формировании системы оценки качества образования

Руководителю нужно иметь в виду современную тенденцию к усложнению системы оценки качества, к превращению ее в инструмент управления сложным многомерным организмом образовательной единицы. Поэтому при формировании системы оценки качества образования в своей школе он должен распределить ответственность, прописать в регламенте и закрепить отдельные направления контроля за определенными сотрудниками. Более того, ученик также может быть субъектом управления, и к этому должен стремиться любой школьный коллектив. Разумеется, это должен быть подготовленный процесс и в системе оценки качества образовательных результатов ученика должно быть прописано, как школьник может оценить свои результаты.

И, конечно, главным ресурсом развития системы оценки качества образования является управленческая компетентность учителя. Большинство опытных учителей находятся на высоком уровне управленческой компетенции, когда они самостоятельно корректируют цели в зависимости от специфики класса, и далее соответственно весь образовательный процесс. Основной целью остается ФГОС, но достижение этой цели в конкретной образовательной деятельности с конкретными учениками планирует учитель. При этом не на любом этапе образовательного процесса ФГОС является основной целью. По большому счету, основной целью всегда является полная реализация потенциала ученика, и опытный педагог никогда об этом не забывает. В реализации управленческой компетенции учителя специалисты видят будущее формирования системы оценки качества образования как системы управления. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль