Организация ВШК как системы управления качеством образования

122

Функции системы управления качеством образования в школе

Очевидно, что ВШК предоставляет полезную, структурированную информацию для управления, то есть выполняет информационно-аналитическую функцию. Но правильная организация ВШК и функционирования системы оценки качества образования в школе дает возможность этой системе выполнять и другие функции, такие как мотивационная, контрольно-диагностическую, коррекционную и исполнительную.

Мотивационная функция системы управления качеством образования в школе

Если мы хотим превратить внутришкольный контроль качества в полноценную систему управления качеством образования в школе, необходимо добавить в ВШК содержание, мотивирующее учителя на повышение качества его работы.    ВШК мотивирует учителя на модернизацию его деятельности, если  в системе контроля присутствуют требования к результатам, с которыми ранее педагог не сталкивался, то есть на инновационную деятельность.

Например, подробно описаны требования к результатам обучения по ФГОС, указан параметр овладения универсальными учебными действиями на основе какого-либо конкретного материала, указан параметр овладения данным материалом в практическом плане. Тогда в диагностических контрольных зачетных работах будут отражены следующие требования: умение ученика работать с полученной информацией в разных формах (текстовой, графической, символической). А также прописано требование овладения коммуникацией с использованием терминов и фактического материала изученной темы, требование овладения навыком использования полученной информации для построения планов и прогнозов. Такая организация ВШК безусловно будет мотивировать учителя на овладение новыми педагогическими умениями.

Контрольно-диагностическая функция системы управления качеством образования в школе

С точки зрения организации ВШК, контрольно-диагностическая функция будет наилучшим образом обеспечена, если результаты работы учителя в классе, с которым он работает, будут всегда и всем доступны, и в первую очередь, самому учителю. Недопустимо, чтобы оценка качества уроков оставалось тайной для учителя, и результаты измерений сообщались педагогу два-три раза в год. Это в корне подрывает контрольно-диагностическую функцию ВШК.

В идеале, учитель имеет на руках оценки качества его уроков всеми проверяющими, собирает диагностическую информацию о своем классе, о каждом ученике, а также у него имеется календарно-тематический план уроков, который дублируется для руководства и в котором учтена диагностическая информация о классе. Результаты анализа этой деятельности преподавателя должны быть прозрачны для всех субъектов и отражать не только недостатки, но и положительную динамику.

Коррекционно-исполнительская функция системы управления качеством образования в школе

Эту функцию необходимо организовать и отслеживать, но проверить ее практически очень сложно, так как она реализуется  только в живом общении  проверяемого и проверяющего, ученика и учителя, учителя и руководителя. В ходе проверок, контрольных работ, любой оценочной деятельности в школе возникает момент, когда нужно сообщить проверяемому неприятные новости. Насколько тактично и конструктивно это будет сделано, настолько удовлетворительно и будет реализована коррекционно-исполнительская функция.

При организации внутришкольного контроля в школе можно предусмотреть проверку этой функции управления в ходе, например,  анкетирования учителей на предмет их отношения к работе ВШК. Интерпретируя их ответы, можно выявить уровень доброжелательности и конструктивности ВШК как процесса в данной школе. Одним из вопросов в данном случае может быть “Сколько раз вы приглашали завуча на свои уроки внепланово?” Такие вопросы помогают вскрыть напряжение в отношениях, которого в школе быть не должно.

Планово-прогностическая функция системы управления качеством образования в школе

В организации внутришкольного контроля качества нужно предусмотреть работу контроля и в режиме функционирования, и в режиме развития, то есть, в системе контроля должны быть запланированы и замеры отклонений от стандарта негативные, и замеры отклонений позитивные. Первые - это отклонения от Федерального стандарта, от требования СанПиН и т.д. Вторые - это отклонения в ходе внедрения новых технологий, методик, направлений.

Динамика позитивных изменений тоже должна быть запланирована, отражена в ВШК.  В этом случае планово-прогностическая функция управления качеством осуществляется в полной мере. Показателем полного отсутствия организации ВШК в этом направлении является отсутствие результатов ВШК в планах субъектов управления. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль