Разработка и реализация программы дополнительного профессионального обучения

108

Содержание и структура программы дополнительного профессионального обучения определяется самостоятельно образовательной организацией. Но важно отметить, что содержание программы должно учитывать профессиональные стандарты и квалификационные требования, а также формы обучения и сроки освоения. Всё это определяется образовательной программой или договором об образовании. Современное законодательство об образовании в Российской Федерации, в частности закон "Об образовании", позволяет обучаться по индивидуальному учебному плану, поэтому срок освоения программы может быть изменен на основании условий, указанных в договоре. То есть если слушатель (человек, обучающийся по дополнительной профессиональной программе) желает освоить материал по индивидуальному учебному плану, то такая возможность у него есть и она будет отражаться в договоре об образовании.

Структура программы дополнительного образования и профессионального обучения включает в себя такие элементы:

  • цель;
  • планируемые результаты;
  • учебный план;
  • календарный учебный график;
  • рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин или модулей;
  • организационно-педагогические условия;
  • формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты.

То есть структура программы представляет собой всё то, к чему привык любой работник образования.

Особенности реализации программы дополнительного профессионального обучения

Освоение программы дополнительного профессионального обучения согласно порядку организации осуществления деятельности, утвержденной приказом №499, может реализовываться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно, в том числе посредством изучения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин и модулей, с прохождением практики и применением сетевых форм в порядке, который установлен образовательной программой или договором об образовании. Также указывается, что процесс обучения может осуществляться в течение всего календарного года, а продолжительность учебного года определяется самой организацией.

Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут, но при реализации программ дополнительного профессионального обучения или их частей с применением электронного обучения и дистанционных технологий такая конкретная привязка (45 минут) не имеет смысла. Кроме того, в этом случае организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение количества занятий, проводимых путем взаимодействия педагогов с обучающимися и занятий, которые проводятся с помощью электронного обучения и дистанционных технологий. То есть в данной ситуации роль играет только объем и форма освоения материала.

По итогам успешной сдачи программы дополнительного профессионального обучения выдаётся документ о квалификации или диплом о профессиональной переподготовке. Он дает его обладателю право заниматься обозначенной в нем профессиональной деятельностью и выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам ДПО. Таким образом, если сотрудник повысил квалификацию по конкретному направлению, то он может заниматься соответствующей деятельностью. Документ о квалификации выдается на бланке, образец которого устанавливается учреждением. То есть в настоящий момент все организации, которые осуществляют реализацию программ дополнительного профессионального обучения, самостоятельно разрабатывают бланки документа о квалификации.

Министерством образования и науки были установлены конкретные методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ. На данный момент это два письма. Новое, от 21 апреля 2015 года, подтверждает тот факт, что в сфере дополнительного профессионального образования перечень программ, при которых не допускается применение исключительно электронного обучения и дистанционных технологий, не предусмотрен. То есть любая программа может быть реализована с помощью данных систем.

В более старом письме 2013 года также даются рекомендации по реализации программ дополнительного профессионального обучения, но помимо этого там есть некоторые разъяснениями о законодательном и нормативно-правовом обеспечении ДПО в виде ответов на вопросы. В частности, ответ на вопрос №13 - "Возможно ли применение электронного обучения и дистанционных технологий в образовательных организациях ДПО?" звучит так: “Да, возможно, если в организациях ДПО созданы условия, отвечающие требованиям статьи закона №16-ФЗ. При этом учреждение, осуществляющее образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение и дистанционные технологии при реализации программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, то есть Минобрнауки.”

Программы дополнительного профессионального обучения имеют такую же структуру, как и обычные образовательные программы, с которыми знаком любой работник данной сферы. Содержание, как и структура определяется самостоятельно организацией с учетом профессиональных стандартов, квалификационных требований, а также форм обучения и сроков освоения. Министерством образования и науки были установлены конкретные методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ. Это два письма, одно из которых, от 21 апреля 2015 года (новое), подтверждает тот факт, что в сфере дополнительного профессионального образования перечень программ, при которых не допускается применение исключительно электронного обучения и дистанционных технологий, не предусмотрен.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль