Государственный контроль качества образования: внутренняя и внешняя система оценки

263

Государственный контроль качества образования предполагает оценку школьной системы образования в контексте реально достигаемых результатов образования согласно требованиям нормативных актов, личностным и социальным ожиданиям. Система контроля качества образования работает на основе принципов прозрачности, объективности, доступности, гибкости и структурированности.

Комплекс мероприятий государственного контроля качества образования предполагает внешнюю и внутреннюю систему оценки качества образования в школе. Мероприятия проводятся для объективного анализа эффективности обучения, повышения открытости и доступности сведений об образовании, достижения прозрачности управления качество образования на всех этапах.

Внутренняя система оценки качества образования в школе: кто осуществляет контроль?

Функционирование внутренней системы оценки качества образования в школе невозможно без посещения и анализа уроков, а также последующего использования результатов работы для оценки качества образования. В компетенцию руководителя образовательного учреждения входит посещение уроков по различным дисциплинам.

Если руководитель образовательного учреждения обязан систематически посещать уроки, тогда вправе ли сотрудники органов федерального государственного надзора в сфере образования требовать присутствия на уроках, осуществляя их анализ? Важно выяснить, законно ли использование полученных результатов анализа урока для внешнего государственного контроля качества образования в заданной образовательной организации?

На законодательном уровне не урегулировано право должностных лиц органов федерального государственного контроля в сфере образования посещать и анализировать проведение уроков. Регулярное посещение уроков с последующим анализом результатов входит в компетенцию руководителя образовательного учреждения и не может быть этапом перечня мероприятий по контролю и внутренней системы оценки качества образования в школе. Руководство образовательного учреждения использует систему внутреннего контроля качества образования для принятия управленческих решений в контексте полученных результатов. Администрации важны данные о динамике эффективности образования, что позволяет выявить сильные стороны и проблемные сферы.

Система внешнего государственного контроля качества образования

Процедура проведения проверки в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля для любого юридического лица (в т. ч. образовательной организацией; далее — ОО) регламентирована Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ). Государственный контроль качества образования предполагает сравнение результатов внутреннего и внешнего контроля с последующей обработкой данных. 

Согласно ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ внешний контроль качества образования осуществляется Департаментом образования в плановом режиме. Контроль проводят также по заявке руководства школы, приказа или распоряжения руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В документе в обязательном порядке указывают список мероприятий по контролю, которые планируется провести для анализа достижений и задач образования. Государственный контроль качества образования используется для объективизации показателей учащихся согласно требованиям педагогических стандартов, выполнения многофакторного анализа данных, своевременного и объективного определения уровня качества образования.

Список допустимых для должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля или муниципального контроля, экспертов организаций-подрядчиков или экспертных организаций является закрытым. Потому, согласно законодательству, внешняя и внутренняя система оценки качества образования предполагает осуществление только тех мероприятий, которые были зафиксированы в соответствующем приказе или распоряжении руководителя органа государственного контроля (надзора).

Следовательно, посещение уроков, их анализ, а также использование результатов анализа уроков для оценки качества образования является частью функционирования внутренней системы оценки качества образования в ОО, относится к компетенции руководства и не включается в мероприятия по контролю.

Согласно ст. 47 Федерального закона № 273-ФЗ, педработники пользуются академическими правами и свободой преподавания, свободного выражения своего мнения, свободой от вмешательства в профессиональную деятельность, а также свободой выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания.

Согласно пунктам 1 и 3 ч. 6 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная организация обязана обеспечивать:

  • осуществление образовательных программ в полном объеме;
  • качество подготовки учащихся соответственно установленным требованиям;
  • соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
  • соблюдение прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль