Методика изучения развития логического мышления младших школьников

107

Начало школьного образования для ребенка связано с многочисленными переменами, в том числе перестройкой познавательных процессов. Развитие логического мышления младших школьников наиболее активно происходит именно в период подготовки к школе, когда возникает необходимость осуществления различных мыслительных действий: сравнения, группировки предметов и явлений по отдельному признаку, определения главного, понимания причинно-следственных связей для прохождения тестов на предмет готовности к школе. Такой скачок мыслительного развития вызван необходимостью выполнения новых видов деятельности, вступления в новые межличностные отношения. 

Согласно утверждениям Л.С. Выготского прием ребенка в школу и начало школьного обучения неразрывно связано с активизацией сознательной деятельности ребенка. Развитие логического мышления у школьников, расширение словарного и понятийного запаса происходит в процессе расширения знаний, что в конечном итоге стимулирует другие познавательные процессы: «…память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

Несформированность словесного и логического мышления, наличие патологий мышления в младшем школьном возрасте связано с рядом негативных последствий. Так, неумение выделять главное не позволяет ученикам быстро ориентироваться в учебном материале, выполнять ряд учебных действий: находить родственные слова, делать краткий пересказ текста, выбирать заглавие для художественных произведений, что в итоге ведет к снижению учебной мотивации.

Методика Э.Ф. Замбацявичене, созданная на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра, позволяет достаточно полно исследовать уровень развития логического мышления младших школьников. 

Методика выявления уровня развития логического мышления младших школьников

Методика представляет собой опросник, включающий четыре вербальных субтеста, задания которых позволяют увидеть, насколько эффективно ребенок может выполнять различные логические задачи с вербальным материалом (приложение). В каждом субтесте представлено по 10 заданий. 

Субтест 1 направлен на выявление осведомленности учащихся в той или иной образовательной области. Для выполнения заданий этого субтеста необходимо применить навыки дифференциации простейших понятий, продемонстрировать богатство словарного запаса. 

Задача учащегося – закончить предложение, выбрав слово из предложенного списка. Благодаря этому можно оценить уровень индуктивного мышления и языковое чутье. 

Субтест 2 позволяет определить уровень сформированности логического действия (классификации), выявить способность к абстрагированию. Задания в данном субтесте строятся на основе словесного варианта методики исключения лишнего, позволяя судить о способности школьника к обобщению данных, выделения отдельных признаков предметов и явлений. Глубокий анализ выполненных заданий позволяет определить, способен ли учащийся отвлекаться от второстепенных признаков, мыслить творчески. 

Субтест 3 позволяет определить способность учащихся делать выводы по аналогии. Для прохождения субтеста испытуемому нужно установить логические связи между понятиями или явлениями, представленными в длинном ряде задач. Задания помогают выявить, способен ли школьник сохранять устойчивый график рассуждения. 

Субтест 4 позволяет определить способность выявлять обобщающие понятия, вычленять родовые признаки в группах предметов через анализ их свойств. 

Процедура проведения исследования, обработка результатов

Тестировать уровень развития логического мышления у школьников лучше всего с тренировочных заданий, после выполнения которых можно выдать учащимся субтесты. 

Во время выполнения субтеста задания школьники могут самостоятельно читать задания, или эту обязанность может выполнить педагог-психолог. Можно комбинировать подготовительный этап: сначала педагог-психолог объяснит учащимся суть задания и даст инструкцию к выполнению, а потом дети самостоятельно читают их про себя. 

Следует обратить внимание, что третий субтест чаще всего вызывает вопросы у школьников, потому что аналогии в заданиях строятся по разному принципу. Поэтому инструкцию к субтесту нужно пояснить подробно, на примере тренировочных упражнений. 

Оценивание заданий производится в соответствии с данными таблицы (табл. 1), за каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания ставится указанное количество баллов. 

Таблица 1

Оценка результатов исследования

№ задания Субтест 1 Субтест 2 Субтест 3 Субтест 4
1 1,9 2,6 2,0 2,6
2 2,8 2,3 2,4 3,0
3 2,7 2,7 2,2 2,1
4 2,3 2,6 2,6 2,2
5 2,6 2,4 2,4 2,6
6 2,2 2,5 2,1 3,0
7 2,8 2,3 2,5 2,8
8 3,4 2,5 2,2 2,2
9 2,8 3,0 2,2 2,4
10 2,6 2,7 2,2 2,2

Следующий шаг обработки — подсчет общей суммы баллов, полученных каждым учащимся по каждому субтесту и всем четырем субтестам вместе. Данные по субтестам сравниваются с максимально возможным результатом (баллы округлены):

  • для субтестов 1, 2 — 26 баллов;
  • для субтеста 3 — 23 балла;
  • для субтеста 4 — 25 баллов.

Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом (он составляет 100 баллов) и в соответствии с ним устанавливается уровень развития словесно-логического мышления учащихся:

  • высокий — 100–75 баллов;
  • средний — 74–50 баллов;
  • низкий — 49–25 баллов.

Представление и анализ индивидуальных и групповых данных

Подробный анализ индивидуальных данных возможен в рамках общей сводной таблицы, в которой фиксируется не только численный результат по каждому субтесту, но и отмечаются номера заданий, с которыми не справился учащийся (табл. 2).

Таблица 2

Сводная таблица индивидуальных данных исследования

Методика изучения развития логического мышления младших школьников

Как правило, в первом субтесте многие младшие школьники допускают ошибки в заданиях 7–10, т. к. они направлены не только на логическое мышление, но и выявление определенных предметных знаний. Если же учащийся, помимо этих заданий, показал плохие результаты и по остальным заданиям первого субтеста, можно говорить о низком словарном запасе и неспособности выделения отдельных признаков целого. 

Самыми сложными во втором субтесте являются задания 4, 5, 8, 10, поэтому оценивать способность школьников к обобщению по изложенным выше причинам лучше всего по остальным заданиям. 

По третьему субтесту, который является информативным для оценивания позитивного мышления и интеллектуальной деятельности в целом, младшие школьники показывают самые худшие результаты. Это связано с особенностями построения заданий. 

При выполнении заданий четвертого субтеста младшие школьники допускают ошибки в заданиях 5, 7, 8, связанных с необходимости проявить знания об окружающем мире. Эти задания позволяют определить запас знаний детей. 

Индивидуальный анализ данных по каждому заданию позволяет определить группы проблемных детей с низким уровнем понятийного мышления. 

Анализ групповых данных, полученных по классу в целом, важен для построения эффективного образовательного процесса. Результаты выполнения заданий фиксируются в сводных таблицах, одна из которых оформляется по аналогии с табл. 2, вторая представляет общие результаты всего исследования (табл. 3).

Таблица 3

Сводная таблица групповых результатов исследования

Уровень развития (количество учащихся)
высокий средний низкий

Качественный анализ данных осуществляется по следующим направлениям:

  • преобладающий уровень развития словесно-логического мышления в классе;
  • наличие индивидуальных результатов, существенно отличающихся от средних по классу;
  • наиболее хорошо развитые компоненты словесно-логического мышления (логические операции);
  • наиболее слабо развитые компоненты словесно-логического мышления;
  • словарный запас учеников и его особенности;
  • интерес к интеллектуальной деятельности, отличающейся от принятых учебных форм.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Стимульный материал к методике.docx



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль