Педагогическая поддержка родителей младшего школьника: слагаемые общего успеха

781

Общеобразовательная организация (далее – ОО) – основной координационный центр системы педагогической поддержки родителей как института социализации подрастающего поколения.

Актуальной задачей социально-педагогической практики ОО является повышение педагогической компетенции родителей. Реализуя эту задачу, важно помнить, что приоритетная ценность и социальная функция семьи – выступать для ребенка «эмоциональным тылом». Заботливые родители младших школьников интересуются деятельностью ОО, тем, как их ребенок проводит время в школе. 

Формы взаимодействия педагогов и родителей младших школьников:

  • тематические родительские собрания;
  • родительские лектории;
  • ведение родителями младших школьников «родительских дневников»;
  • встречи родительской общественности с администрацией ОО, учителями;
  • индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей;
  • участие родителей в ученических научно-исследовательских конференциях («Малая академия», «Аленький цветочек», «Мой проект»), фестивалях, днях открытых уроков, праздниках знаний, предметных неделях и т. д.;
  • привлечение родителей учащихся к оформлению кабинетов, классных уголков, благоустройству ОО, сбору макулатуры (акция «Папирус») и т. д.;
  • привлечение родителей младших школьников к проведению праздников, соревнований, конкурсов, КВН, экскурсионных поездок (фестиваль семейного творчества, конкурс инсценированной сказки, праздник «Ученик года» и др.).

У них возникают вопросы, связанные с условиями полноценного развития их ребенка. Следствием сотрудничества педагогов и родителей младших школьников является то, что дети лучше успевают в школе, более дисциплинированны дома, у педагогов возникает меньше проблем в организации образовательного процесса, в глазах родителей возрастает авторитет ОО и доверие к ней. Многие родители выражают желание посещать уроки, внеклассные мероприятия, чтобы понять, в чем заключаются трудности ребенка, и оказать ему своевременную помощь. В связи с этим перед педагогическим коллективом ОО стоит задача осуществления информационно-просветительской, диагностической и коррекционной работы с родителями младших школьников.

Формы педагогической поддержки родителей 

Родительский дневник – это тетрадь, в которой родители младших школьников ведут записи. Он заводится на первой их встрече с классным руководителем. В этом дневнике они делают записи по итогам родительских собраний, фиксируют свои пожелания и рекомендации учителям по организации общения с их ребенком. Вторая часть дневника посвящена размышлениям родителей о будущем своего ребенка, каким они хотят его видеть, что хотят ему пожелать. Обязательная страничка каждого родительского дневника – «страничка радости».

Информацию для нее классный руководитель готовит родителям к каждому родительскому собранию. На этой странице фиксируются все достижения детей. Например, если учащийся класса, по характеру скромный, застенчивый, немного замкнутый, принял участие в каком-либо общешкольном или даже районном мероприятии, то это является общим успехом и об этом обязательно должны узнать его близкие. Ведение родительского дневника помогает учителю увидеть изменения в отношении родителей ученика к его обучению, а родителям младшего школьника – научиться наблюдать за своим ребенком, реагировать на его проблемы и достижения.

Классные собрания - одна из форм педагогической поддержки родителей. Обычно они проводятся один раз в четверть, но при необходимости могут проводиться и чаще. На собрании учитель может выступить с лекцией или беседой на педагогическую тему. Можно предложить родителям решить педагогические задачи. Такая методика выявляет существующие точки зрения и способствует выработке единого мнения по актуальным вопросам воспитания. Можно проводить и совместные собрания родителей и учащихся. Дети могут выступить перед родителями с концертом, задать интересующие их вопросы.

Можно приглашать родителей младших школьников принять участие в семинарах, на которых могут решаться педагогические задачи и вырабатываться единое мнение коллектива взрослых по актуальным вопросам воспитания детей.

Не последнее место в системе взаимодействия ОО с родителями младших школьников занимают конференции. Тематика их может быть разной, например: «Конференция отцов», «Трудно ли быть отличником», «Родительский авторитет». Подготовка к таким мероприятиям требует проведения анкетирования родителей и детей, приглашения специалистов-экспертов.

Родительские чтения - дают возможность родителям учащихся ознакомиться с педагогической литературой по определенной проблеме, высказать свое к ней отношение, подготовиться к восприятию тех или иных изменений, которые происходят с ребенком по мере его взросления. Родительские чтения – это модель педагогической поддержки родителей, которая предоставляет им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по той или иной проблеме.

Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями младших школьников, которые осознают наличие проблемных ситуаций в семье, хотят изменить свои отношения с ребенком. Родительский тренинг проводится, как правило, педагогом-психологом ОО. Тренинг является малознакомой формой работы для родителей, но она становится наиболее выигрышной, т. к. не навязывает им каких-то догм и правил в воспитании детей, требований по изменению своего образа жизни, а участники приходят к этому самостоятельно (например, понимают, что развивать перфекционизм у школьников не всегда уместно).

Таким образом, педагогическая поддержка родителей осуществляется как целенаправленная, организованная, профессиональная помощь семье с целью реализации прав ребенка на полноценное развитие и образование.

В приложении 1 представлен примерный годовой план родительских собраний в рамках педагогической поддержки учителями родителей младших школьников. В приложении 2 – описание хода родительского собрания в форме мастер-класса по теме «Родительская любовь». Материалы родительского собрания можно оформить в виде памятки и вручить родителям учащихся.

Педагогическая поддержка родителей младшего школьника: слагаемые общего успеха

Педагогическая поддержка родителей младшего школьника: слагаемые общего успеха

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль