Организация работы по профессиональной ориентации учащихся начальной школы

587
Профессиональная ориентация учащихся - это система деятельности, направленная на формирование у школьника готовности к выбору профессии, активизацию внутренних ресурсов его личности – чтобы, включаясь в профессиональную деятельность , он мог реализовывать себя в полной мере. 

В мире насчитывается огромное множество самых разных специальностей. Одни возникли несколько тысяч лет тому назад, другие - уже в современное время. «Кем быть?» – вопрос чрезвычайно важный. Ведь от ответа порой зависит дальнейшая судьба молодого человека. Профессия должна быть важной, нужной для общества и в тоже время отвечать интересам будущего выпускника. Работа по профессиональной ориентации учащихся , организованная на базе общеобразовательной организации (далее – ОО) призвана помочь юношам и девушкам найти свое место в жизни. 

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотделимой частью гармоничного развития личности, и рассматривать ее нужно в единстве и взаимодействии с нравственным, интеллектуальным, трудовым, физическим и эстетическим развитием личности, то есть со всей системой организации образовательного процесса.

Особенности профессиональной ориентации учащихся разных возрастов

Начиная с первого класса в ОО нужно создавать условия для осознанного выбора ребенком своего пути, знакомить школьников с особенностями разных специальностей. Особенностью организации работы по профессиональной ориентации учащихся на уровне начального общего образования является то, что именно на этой ступени обучения у школьников формируется отношение к труду, потребность приносить людям пользу; к детям приходит осознание важности и необходимости труда для современного общества.


Это полезно знать

Современная теория профессионального самоопределения школьников, разработанная известными исследователями в области профориентации (Е.А. Климов, С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников и др.), определяет ряд факторов, влияющих на выбор школьников. К ним относят:

  • осознание значимости общественно полезного труда;
  • умение ориентироваться на рынке труда;
  • учет потребностей, ценностей, идеалов, интересов и склонностей личности;
  • наличие знаний, умений, навыков, а также способностей и свойств реагирования в определенных ситуациях (темпераментальных свойств) в сочетании с чертами характера и поведения личности.

С 5-го по 9-й класс дети приобщаются к нравственным основам выбора жизненного пути, знакомятся с определенными видами трудовой деятельности, у ребят расширяется круг понятий о взрослом труде. Ученики смогут собственнолично ознакомиться с вариантами применения на практике достижений науки в сфере сельскохозяйственного и промышленного производства.

В старших классах интересы детей уже более разграниченные, профессиональное самоопределение школьников происходит более осознанно. Учащиеся получают подробные сведения об экономике производства. Дети осмысленно относятся к выбору профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности.

Необходимость подготовки к профессиональной ориентации учащихся начальной школы 

Ежегодно в нашей ОО под руководством педагога-психолога и социального педагога, классными руководителями проводится мониторинг профессиональных предпочтений среди учеников. Результаты его проведения говорят о том, что для детишек младшего школьного возраста чрезвычайно важен авторитет и мнение преподавателя. Поэтому в начальной школе необходимо вести работу по первичному ознакомлению детей с миром специальностей. 

В нашей школе над проблемой профессиональной ориентации учащихся старших классов педагоги работают более 10 лет. Интерес к проблеме профориентации младших школьников возник, когда учителя старшеклассников стали выявлять трудности в самоопределении школьников. Они обнаружили, что знаний некоторых будущих выпускников о профессиях недостаточно для того, чтобы сделать осознанный выбор. Возникла потребность расширять знания учеников в данной области как можно раньше, начиная с начальной школы.

В начальной школе получает развитие эмоциональный компонент психологической готовности школьника к профессиональному самоопределению как предвестник когнитивного и мотивационного компонентов. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе.

Поэтому педагогами ОО было принято решение об организации подготовки школьников к профессиональному самоопределению при помощи игры.

В игре ребенок растет как личность, развитие получают те стороны психики, от которых в будущем будет зависеть успешность его деятельности - учебной и трудовой, построения его взаимоотношений с окружающими. К концу 4-го класса ребята имеют представление о многих специальностях, знают их особенности. Это позволяет обнаружить таланты и способности детей в различных видах деятельности, подготовить учащихся к профессиональной ориентации в основной школе.


От интенсивной работы ума, рук и чувств ребенка в решающей степени зависит развитие его многогранных способностей, формирование сильной воли и стойкого характера, становление творческой личности, а вслед за всем этим и готовность к овладению впоследствии тем или иным занятием.
В.А. Сухомлинский 

Цели и задачи профессиональной ориентации учащихся в начальной школе

Ориентация рассматривается как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей деятельности. Исходя из этого утверждения, сформулируем основные цели и задачи профессиональной ориентации учащихся в начальной школе.

Цели профессиональной ориентации учащихся начальной школы:
  • ознакомить детей с многогранным миром профессий; 
  • привить ученикам такие чувства, как добросовестность труда, любовь к труду, дать понятие его роли в жизни общества и каждого отдельного человека; 
  • подготовить ребят к выбору будущей специальности; 
  • развить интерес у детей к специальностям родителей и самым популярным профессиям людей ближайшего окружения.
Задачи профессиональной ориентации учащихся начальной школы:
  • обеспечение нужных условий для личностного развития учащихся;
  • адаптация воспитанников к жизни в обществе;
  • развитие творческих способностей и потребности детей в самовыражении;
  • развитие младших школьников как всесторонних личностей;
  • помощь в профессиональном самоопределении школьников.

Кроме того, значимыми направлениями работы по профессиональной ориентации учащихся начальной школы являются: обучение ребят навыкам самооценивания, развитие у них реалистической самооценки и рефлексии.

Профессиональная ориентация учащихся: мониторинг предпочтений  

Учителя в нашей школе ежегодно под руководством социального педагога и педагога-психолога проводят мониторинги предпочтений школьников в выборе профессии. Их результатом становятся данные о склонности того или иного ребенка к определенным видам трудовой деятельности.  Ведь чем раньше склонности и способности будут выявлены, тем больше шансов получат родители и учителя для их развития и тем более осознанным будет профессиональное самоопределение школьников. 

С этой целью родителям и педагогам необходимо изучать младших школьников, наблюдать за их работой, знакомиться с их творческими проектами, беседовать, проводить анкетирования, создавать особые педагогические ситуации для выявления готовности к рабочей деятельности (ролевые игры, трудовые десанты и др.).

Представления детей о мире специальностей можно изучать при помощи вопросов такого плана: «Что ты знаешь о профессии…», «Кто работает на стройке?», «Что значит быть мастером своего дела?».

Результаты диагностики определяют направление работы по профессиональной ориентации учащихся.

В таблице 1 представлена циклограмма проведения диагностических мероприятий в рамках профессиональной ориентации учащихся начальной школы. 

Организация работы по профессиональной ориентации учащихся начальной школы

Изложенные методики в дальнейшем могут применяться учителями средней и старшей школы. Это позволяет проводить планомерный анализ предпочтений детей и оказывать оперативную помощь в профессиональном самоопределении школьников.

В приложениях даются материалы для проведения диагностических мероприятий, которые в своей работе может применять учитель начальных классов вместе с педагогом-психологом:

  • анкета для учащихся«В мире профессий» (приложение 1);
  • тест для учащихся «Профессии, необходимые нашему городу» (приложение 2);
  • тест «Неоконченные предложения»(приложение3);
  • описание методики «Мотивация профессиональной деятельности» (приложение 4);
  • дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (приложение5). 

Особенности работы по профессиональной ориентации учащихся на разных уроках

Самое первое знакомство детишек с профессиями начинается на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка и изобразительного искусства в первом классе. Кроме того, вопросы выбора специальности косвенно затрагиваются на уроках физической культуры, математики, музыки. Особенности организации работы такого плана рассматриваются ниже.  

Содержание работы по профессиональной ориентации учащихся на уроках русского языка и литературного чтения:
  • знакомство с инструментами и специальным оборудованием, которые используются в различных видах деятельности; с техникой, применяемой в сельском хозяйстве и в промышленности; 
  • развитие словарного запаса детишек, изучение ими всеобъемлющего круга профессий.
Содержание работы по профессиональной ориентации учащихся на уроках окружающего мира:
  • ознакомление с разными отраслями экономики, получение первичных представлений об отдельных специальностях и производственных процессах; 
  • изучение видов транспорта и характерностей его применения в современных условиях; профессий, актуальных для родного города, края, области. 
Содержание работы по профессиональной ориентации учащихся на уроках изобразительного искусства:
  • воспитание любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека;
  • развитие интереса к профессиям родителей;
  • знакомство с профессиями художественно-эстетического направления.

Игра в организации работы по профессиональной ориентации учащихся

Игры по темам профессиональной ориентации учащихся легко интегрируются в структуру занятия, они позволяют разнообразить урок, сделать его более эмоциональным. В ходе работы можно использовать различные виды игр.

Игры-упражнения используют при закреплении и проверке знаний учащихся о различных специальностях, во внеклассной работе.


Пример:

В ходе игры «Пятый лишний» ребятам предлагается найти в данном перечне профессий (перечислены специальности одной области деятельности) одну, оказавшуюся в этом списке случайно. Игрой-упражнением является создание младшими школьниками мини-музея «В мире профессий». Для проверки знаний детей среди учащихся избираются «экскурсоводы», которые проводят короткие экскурсии для сверстников, рассказывают об особенностях различных специальностей. 


Игра-поиск не требует специального оборудования, занимает немного времени, но дает при этом хорошие результаты по профессиональной ориентации учащихся. Например, детям дается задание - найти в повествовании слова, обозначающие инструменты плотника. В рассказе при этом перечислены названия и других инструментов.


Пример:

К поисковым играм можно отнести игры, объединенные названием «Угадай профессию»: «Профессия на букву…», «Кто использует в работе…?» (назвать профессии, в которых используется заданный инструмент или материал), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа: «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).


Игры-соревнования – это викторины, конкурсы, имитации телевизионных передач и т. д. Их можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.


Пример:

Игра-соревнование «Самый умный!» содержит вопросы о содержании профессий, условиях и предметах труда, а также о качествах, присущих разным специалистам, например:

  • Какой современный мастер соответствует старинному названию
  • «ростовщик»? Варианты ответа: овощевод, банкир, воспитатель.
  • Продолжите фразу: дерево ценят по плодам, а человека… Варианты ответа: деньгам, делам, глазам.
  • Какое важное качество необходимо бухгалтеру? Варианты ответа: музыкальный слух, ловкость рук, аккуратность.


Сюжетно-ролевые игры позволяют детям представить себя в разных ролях. Эти игры отличаются глубоким, занимательным содержанием, соответствующим конкретным задачам. Ребята могут исполнять роли агрономов, математиков, историков, археологов и др. В процессе подобных игр создаются благоприятные условия для профессионального самоопределения школьников, удовлетворения их обширных интересов, запросов, желаний, творческих устремлений. 


Пример:

Интересны такие ролевые игры, как «Магазин» (на уроках математики), «Библиотека» (на уроках литературного чтения), «Редактор» (на уроках русского языка), «Экскурсовод» (на уроках окружающего мира), «В мастерской художника» (на уроках изобразительного искусства и технологии). Эти игры имитируют конкретную специальность. В них, как правило, можно ставить перед учениками и дидактические задачи. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, администратора, продавцов разных отделов, но при этом в процессе решается и дидактическая задача (закрепление навыков устного счета), развиваются коммуникативные универсальные учебные действия (развитие навыков общения).


Познавательные игры-путешествия отправляют детей в мир профессий. В игре могут сообщаться новые сведения, а также проверяться уже имеющиеся знания. Игра-путешествие обычно проводится с целью выявления уровня знаний ребят.


Пример:

В процессе игры «Приключение в городе Мастеров» знакомство с миром профессий проводится в виде путешествия по районам выдуманного города. Групповые занятия с элементами соревнования усиливают обучающий эффект. Возможны различные варианты организации игры: на занятиях в группе продленного дня, в процессе изучения определенных учебных дисциплин, при проведении КВН и утренников. Также ее можно применять как основу плана работы летнего школьного лагеря «Город мастеров».


Планируемые результаты организации работы по профессиональной ориентации учащихся 

В процессе использования игровых технологий в работе по профессиональной ориентации учащихся планируется формирование у детей достаточного запаса знаний о разнообразии мира профессий, развитие любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества.

Продуктами деятельности в рамках профессиональной ориентации учащихся становятся проектные и исследовательские работы по темам: «Профессии, необходимые нашему городу», «Кем быть?», «Профессии моих родителей» и др. Кроме того, в ОО для учащихся начальной школы регулярно проводятся следующие мероприятия: выступления агитбригады «Сделай выбор!», классные часы по теме «Путешествие в Мир профессий». На базе ОО создан мини-музей «В мире профессий».

Систематическая работа по профессиональной ориентации учащихся позволяет развить у детей следующие необходимые в современном мире качества и универсальные учебные действия: любознательность, самостоятельность, навыки самоанализа, произвольность поведения, умение работать с различными источниками информации, умение анализировать и обобщать и др.

Алгоритм включения игры в процесс профессионального самоопределения школьников 

В ходе работы над темой профессионального самоопределения школьников педагогами ОО был разработан алгоритм включения игры в процесс ориентации младших школьников.

1. Диагностика предпочтений и уровня знаний младших школьников о профессиях. Она осуществляется в различных формах (анкетирование, тестирование, беседа) и проводится с целью выявления уровня знаний детей о профессиях, выяснения предпочтений учащихся и причин, по которым сделан данный выбор, последующей коррекции представлений о необходимых качествах и особенностях состояния здоровья, важных для данной профессии.

2. Определение целей и задач игры по профессиональной ориентации школьников. Учитель должен четко себе представлять, для чего предназначена та или иная игра, каких результатов он хочет достигнуть. 3. Выбор предмета или мероприятия, на котором будет организована игра. Учитель выбирает урок или воспитательное мероприятие, на котором данная игра поможет достичь наилучших результатов.

4. Подбор дидактического материала, оборудования. Можно использовать костюмы и аксессуары для ролевых игр, презентации о профессиях, электронные кроссворды, флеш-игры, видеоролики, музыкальные клипы, учебные фильмы и др.

5. Организация игры. Учителю нужно помнить о развивающих функциях игры: коммуникативной, социализирующей, коррекционной и др. Содержание игры меняется в зависимости от целей и задач урока или воспитательного мероприятия, возрастных особенностей и результатов педагогической диагностики по профессиональной ориентации учащихся. 

6. Анализ результатов игры. Учитель обязательно должен проанализировать результаты проведенной игры, что удалось осуществить, а что нет, какова была степень участия каждого ребенка в игровом процессе, заинтересовала ли ребят данная игра и есть необходимость что-то изменить в ее содержании и структуре.

7. Повторная диагностика уровня знаний младших школьников о профессиях с целью выявления эффективности игры. Повторная диагностика может проводиться учителем в традиционных формах: анкетирование, тестирование, беседа, а также в игровых формах: «смотр знаний», викторина, исследовательская деятельность, создание личных и коллективных проектов и др.

Помимо включения игр по профессиональной ориентации в ход уроков в ОО проводятся классные часы, на которых учащиеся знакомятся с профессиями. В приложении 6 представлен тематический план классных часов по темам профессионального самоопределения школьников младших классов. 

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития эмоционального компонента психологической готовности ребенка к самоопределению. Очень важно, чтобы игровые технологии применялись не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, тогда системность и непрерывность организации профессиональной ориентации учащихся начальной школы будет осуществляться в полной мере.


М.В. Мухина, учитель начальных классов МОУ «СОШ No 25», г. Сочи, Краснодарский край 

Организация работы по профессиональной ориентации учащихся начальной школы

Организация работы по профессиональной ориентации учащихся начальной школы

Организация работы по профессиональной ориентации учащихся начальной школы

Организация работы по профессиональной ориентации учащихся начальной школы

Организация работы по профессиональной ориентации учащихся начальной школы

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль