Особенности организации семейной формы получения образования

522

Для учащихся семейной формы получения образования необходимо создать условия для социализации и интеграции в детские коллективы. Это можно сделать, если предоставить им возможность получать дополнительные образовательные услуги, в т. ч. в тех ОО, в которых учащиеся проходят аттестацию.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) определяет три формы обучения. Это:

  • очная;
  • заочная;
  • комбинация обоих типов.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 273-ФЗ образование в России может быть получено:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • вне таких организаций (в форме семейного или самообразования).

Таким образом, семейная форма образования — один из основных способов, направленный на удовлетворение реально существующих сегодня потребностей граждан.
 

Возможность сочетания семейной формы получения образования с другими

 
Форма получения общего образования по ООП определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося (ч. 4 ст. 63 Федерального закона № 273-ФЗ). При выборе должны учитываться мнение, склонности, способности и желание самого ребенка.

Приняв решение о выборе семейной формы получения образования для школьников, родители (законные представители) должны заявить об этом в образовательную организацию и подать заявление об отчислении ребенка в связи со сделанным ими выбором. На семью при этом ложится обязанность информировать об этом органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого они проживают (ч. 5 ст. 63 Федерального закона № 273-ФЗ).

Этот закон и другие нормативные правовые акты федерального уровня отсутствуют нормы, согласно которым необходимо заключение договора между семьей обучающихся и образовательной организацией при применении семейной формы получения образования.

Вместе с тем на региональном и местном уровнях принятие такого рода нормативных актов возможно. Например, в Ленинградской области действует распоряжение Комитета общего и профессионального образования от 14.04.2014 № 691-р «Об утверждении примерной формы договора о регулировании отношений при получении обучающимися образования в форме семейного образования».
 

Пример
Учащийся пять лет обучался по семейной форме получения образования. Сейчас он выразил желание посещать несколько предметов в школе. Как совместить семейную и очную форму в новых условиях?
Ребенок, обучающийся в семье, по решению родителей (законных представителей) с учетом его желания на любом этапе вправе продолжить образование в ОО. В указанном случае с момента приема ребенка в ОО его обучение будет осуществляться по разработанной и утвержденной ОО программе.


Если родителями (законными представителями) с учетом желания ребенка будет принято решение о посещении уроков по нескольким предметам, а в остальной части — в форме семейного образования, обучение в пределах ООП  может осуществляться ОО по индивидуальному учебному плану.

Сочетание различных форм обучения допускается на основании ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 273-ФЗ. Исходя из данной нормы, можно сделать вывод о том, что обучающиеся имеют право перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей (законных представителей) на любой ступени обучения: начального, основного или среднего общего, а также для дошкольников.

Таким же образом обучающийся на семейном обучении, по решению семьи с учетом его желания и способностей на любом этапе вправе продолжить учиться непосредственно в ОО. Для этого родители (законные представители) должны подать заявление. В ОО издается распорядительный акт о переводе на традиционный вид — в школе или детском саду. Вывод подтверждается письмом Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» (далее — Письмо № НТ-1139/08), а также п. 2 ч. 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ. Согласно данным нормам ребенок, получающий семейное образование, по решению родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любм ином виде, предусмотренном Федеральным законом № 273-ФЗ, либо использовать право на их сочетание.

Также для детей на семейной форме получения образования должны быть созданы условия по социализации, интеграции в детские коллективы. Такие условия могут быть обеспечены путем предоставления возможности осваивать дополнительные образовательные программы, в т. ч. в ОО, в которых они проходят аттестацию.
Аттестация обучающихся по семейной форме получения образования
Лица, осваивающие ООП в семейной форме, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию ООП, на безвозмездной основе (ч. 3 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ).
Данная норма подтверждается и в п. 10 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по ООП, утв. приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400. Обучающиеся допускаются к итоговой аттестации при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, в т. ч. за итоговое сочинение (изложение).

Организация аттестации обучающихся по семейной форме получения образования

ОО должна принять локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. Локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в т. ч. размещен на сайте ОО в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Принимать его желательно с учетом мнения родителей (законных представителей).
Согласно Письму № НТ-1139/08 родители (законные представители) при информировании органа местного самоуправления по месту жительства о выбранной семейной форме получения образования для своих детей одновременно должны обеспечить полноценное обучение и получить сведения об ОО, в которых предусмотрена возможность прохождения аттестации.

Представляется разумным, что по желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период обучения, прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств, возможностей и желания родителей.
Взаимоотношения между родителями (законными представителями) и ОО по поводу прохождения обучающимся промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации определяются:
 в заявлении родителей о прохождении аттестации в ОО;
 распорядительном акте организации о приеме лица для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации.

В качестве ОО для прохождения промежуточной или итоговой аттестации могут быть определены не только школы, но и ОО других типов, например вузы, которым предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по ООП.

При прохождении аттестации в образовательной организации обучающийся вправе претендовать на то, чтобы ему зачли результаты освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Порядок такого рода зачета устанавливает непосредственно ОО (подп. 7 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ).

В образовательной программе и в учебном плане ОО необходимо отразить положения, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по семейной форме получения образования.
ОО, родители (законные представители) ребенка обязаны создать ему условия для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (ч. 4 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ).

При этом обучающиеся по образовательным программам начального, основного и среднего общего в СО, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают обучение в ОО.
В то же время обучающийся, не освоивший ООП начального общего и (или) основного общего образования, не допускается к обучению на следующих уровнях.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль