Организация испытательного срока учителю при приеме на работу

1797

Скачать книгу «Работа с педагогами» в формате pdf >>>

Всегда ли при заключении трудового договора с педагогическим работником обе стороны уверены в правильности сделанного выбора? Вероятно, нет.

Избежать сомнений, не создавая при этом сложностей и отрицательных последствий при увольнении, может помочь правильная организация испытательного срока для учителя при приеме на работу.

Согласно ст. 70 ч. 1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) при заключении трудового договора с педагогическими работниками, как и с любыми другими, по соглашению сторон возможно предусмотреть установление испытательного срока учителю для проверки его соответствия будущей работе в должности.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.


Условие испытательного срока для учителя при приеме на работу:

  • не является обязательным, включается в трудовой договор с педагогическими работниками по соглашению сторон;
  • не может считаться установленным, в случае отсутствия в трудовом договоре;
  • предусматривается только в самом трудовом договоре с педагогическим работником, не может устанавливаться отдельно каким-либо локальным актом.

В случае, когда условия указанного периода прописаны в приказе о приеме на работу, а в договоре это условие отсутствует, они считаются не установленными.

Пример 1

Между образовательной организацией и К.В. заключен бессрочный трудовой договор, в котором нет упоминания об установлении испытательного срока учителю и его условий. Временной период устанавливался записью в приказе о приеме на работу. По истечении двух месяцев К.В. был уволен как не прошедший испытательный срок.

  • В ходе судебного разбирательства признано, что содержащееся в приказе условие об испытательном сроке учителя не соответствует условиям трудового договора с педагогическим работником. Руководствуясь положениями трудового договора, суд пришел к выводу, что увольнение К.В.  не соответствует трудовому законодательству, поэтому должно быть осуществлено восстановление педагога на работе. 
  • Если учитель фактически допущен к профессиональной деятельности в организации без оформления трудового договора с педагогом дополнительного образования, испытательный срок может быть включен в него только при составлении отдельного соглашения, которое оформляется до вступления в должность.
  • Работодатель вправе установить испытание далеко не всем кандидатам на работу. Исключения перечислены в ч. 4 ст. 70 ТК РФ.
  • Установление такого проверочного периода учителю также не всегда возможно. Он не может быть установлен беременным женщинам независимо от осведомленности работодателя о факте беременности. 

Вопрос относительно того, вправе ли работодатель, не зная о беременности потенциальной сотрудницы, устанавливать ей испытание при приеме на работу, законодательством не урегулирован.

Организация испытательного срока учителю при приеме на работу

Но при этом судебная практика (см. кассационное определение Ростовского областного суда от 16.04.2012 по делу № 33-4110) в подобном случае оказывается на стороне работника.

Так, судебная практика показывает, что беременность или ее отсутствие не принимается как обстоятельство, о котором женщина, обязана сообщить работодателю при устройстве на работу и нельзя требовать подтверждения этого чем-либо, дискриминация в сфере труда запрещена по любым признакам. Таким образом, суды приходят к выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным увольнения беременной женщины в связи с неуспешностью проверочного периода при приеме на работу.

Условия испытательного срока учителя

Обычно при приеме на работу педагога это простая формальность. Это условие уже включено в заготовленные шаблоны трудовых договоров с педагогическими работниками, и просто убирается, если согласно законодательству сотруднику нельзя такой срок установить. Или же вписывается конкретный временной период, если он возможен. Но простого его прописывания в трудовом договоре недостаточно.

  • Задача образовательной организации и учителя на этот период – выяснить, подходит ли кандидат на вакантную должность, и предусматривает возможность отмены принятого решения, если учитель не может соответствовать предъявляемым требованиям в данной организации.
  • В этом случае у администрации должны быть основания для расторжения трудового договора с педагогическим работником и доказательства, что кандидат не справляется со своими обязанностями.

Определенную сложность для работодателя представляет сам порядок определения испытательного срока учителю и соблюдение его условий. Ни ТК РФ, ни подзаконные нормативные акты не регулируют этот вопрос, поэтому образовательная организация, выступающая как работодатель, может сама определить этот порядок.

Обоснованием периода проверки соответствия должности педагога может выступить необходимость оценить профессиональные и деловые качества работника в пределах оговоренного срока.

Желательно, чтобы учителю его непосредственный руководитель (заместитель директора по учебной работе, методист) или другое уполномоченное на это лицо на весь обозначенный период определил конкретный объем работы и ее предметное содержание.

Оцениваться администрацией должен будет именно результат профессиональной деятельности.
Например, в этот период могут отслеживаться:

  • подготовка к урокам, т.е. написание поурочных планов;
  • использование методов проведения уроков в различных оговоренных формах;
  • использование различных приемов на уроках;
  • планирование внеурочной деятельности;
  • проведение внеклассного мероприятия;
  • соблюдение трудовой дисциплины;
  • планирование работы с родителями и др.

Содержание тех моментов, которые будут контролироваться в период испытательного срока учителя, определяется кругом должностных обязанностей. Для учителя истории, начальных классов, воспитателя старшей группы детского сада или группы продленного дня, будут разными.

От завуча или методиста, которые являются непосредственными руководителями принимаемого на работу учителя требуется объективная и своевременная оценка выполнения прямых должностных обязанностей. Если возникают претензии в отношении качества и сроков выполнения работы, все замечания следует оформлять в письменном виде (справка, докладная записка или другой документ).

Учитель в обязательном порядке должен быть ознакомлен с замечаниями под роспись. Когда речь идет о ненадлежащем исполнении педагогом трудовых обязанностей, от него можно затребовать письменное объяснение данного факта. Оно поможет оценить, виноват ли сотрудник в неисполнении возложенных на него обязанностей.

  • Также письменно следует оформлять и результаты выполнения служебных заданий: путем составления отчетов, актов о выпуске бракованной продукции, некачественном выполнении работы, о невыполнении задания, служебных записок непосредственного руководителя о нарушении работником должностной инструкции или трудового договора и т. д.
  • Таким образом, в ходе испытательного срока учителя у администрации образовательного учреждения могут накапливаться материалы, являющиеся основанием для решения вопроса, соответствует ли педагог заявленной должности.

Нужно максимально исключить предвзятое или необъективное отношение непосредственного руководителя к работнику. В этой связи заслуживает внимания практика некоторых образовательных организаций, где создаются комиссии по испытанию при приеме на работу.

В состав комиссии, определяемый директором, включаются:

  • представители кадровой службы,
  • его заместители,
  • учителя, имеющие первую и высшую квалификационную категории.

Решение принимается коллегиально, это позволяет исключить предвзятость при принятии решения. Окончательное решение относительно результатов испытательного срока учителя принимает администрация образовательной организации.

Заседание комиссии, где рассматривается вопрос о заключении трудового договора педагогическим работником, не может быть закрытым, кулуарным – открытость всегда служит залогом объективности оценки труда сотрудника. В спорных ситуациях имеет значение присутствие самого педагога на таком заседании.

Совет: предусмотрите порядок проверки в локальных нормативных актах

Целесообразно разработать и закрепить на локальном уровне требования к выполнению работы по той или иной должности, особенно в период испытания. Это можно сделать, например, в положении об организации проверки профессиональной пригодности при приеме на работу или в отдельном разделе правил внутреннего трудового распорядка.

В этих документах можно указать:

  • как сотруднику даются поручения и каким образом проводится проверка качества их исполнения;
  • последствия привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности или, наоборот, поощрения в период испытания;
  • какие документы оформляются в ходе проверки соответствия сотрудника порученной работе и их формы и т. д.

Принятые в образовательной организации локальные акты и нормативные документы сыграют огромную роль в случае судебного разбирательства при определении обоснованности увольнения из-за непрохождения сотрудником периода проверки соответствия должности.

Организация испытательного срока учителю при приеме на работу

Увольнение при отрицательных результатах испытательного срока учителя

Неуспешность прохождения указанного периода можно подтвердить:

  • Наличием подробных правил проведения проверки работы сотрудника в локальных нормативных актах.
  • Контроль деятельности учителя в период испытательного срока со стороны непосредственных руководителей или иных ответственных сотрудников.
  • Составление подробных планов работы и четкая формулировка заданий со сроками их исполнения.
  • Оформление педагогом отчетов по результатам своей работы в период испытания.
  • Оформление отзывов о работе педагога его коллегами и руководителями.
  • Оформление листов оценки, заключений по результатам испытательного срока учителя.
  • Документирование фактов нарушения педагогом трудовой дисциплины, если таковые имелись.
  • Документирование оснований для поощрения педагога.

Как показывает практика, самые большие трудности вызывают именно вопросы прекращения трудового договора с педагогическим работником, не выдержавшим период испытания.

  1. Согласно ст. 71 ТК РФ при неудовлетворительном результате испытательного срока учителя работодатель в лице директора образовательной организации имеет право до истечения испытательного срока расторгнуть трудовой договор с педагогическим работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания испытания неуспешным.
  2. Уволить такого педагога можно в любой момент до истечения указанного периода, в т. ч. и в его начале. Конечно, слишком быстро принятое решение об увольнении может вызвать вопросы – смог ли сотрудник проявить себя в полной мере, объективно ли оценивались результаты короткого сотрудничества и др.

Тем не менее это не запрещено. Главное, чтобы у работодателя были документы, бесспорно подтверждающие, что педагог не подходит для занимаемой им должности.

Если работодатель нарушил сроки предупреждения об увольнении, суд может восстановить такого педагога в должности.

Пример 2

К.В. была принята на работу в ДОУ в должность воспитателя с проверочным периодом в шесть недель. Впоследствии трудовой договор с педагогическим работником был прекращен по ч. 1 ст. 71 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ в связи с неудовлетворительным результатом указанного периода.

  • Работодатель письменно не известил К.В. о расторжении трудового договора по результатам испытательного срока не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших для этого основанием. При таких обстоятельствах суд сделал вывод, что при прекращении трудовых отношений с КВ. образовательной организацией не соблюден установленный законом порядок прекращения трудового договора с педагогическим работником по результатам испытательного срока (см. решение Московского районного суда города Санкт-Петербурга от 10.02.2010).
  • Хотя практика применения трудового законодательства в этой части неоднозначна и можно найти решения судов, в которых использована другая аргументация и одно только допущенное нарушение срока предупреждения об увольнении при представленных работодателем в лице администрации образовательной организации доказательствах несоответствия работника должности, на которую он претендует, неудовлетворительных результатах испытательного срока учителя не может рассматриваться как основание для восстановления истца в должности.

Нарушенные при этом права работника, связанные с трудоустройством (а данный срок предусмотрен законодателем именно для подыскания работником иной работы), могут быть восстановлены путем изменения даты его увольнения с тем расчетом, чтобы трудовые отношения были прекращены в день истечения трехдневного срока предупреждения, и взыскания в пользу работника утраченного за этот период заработка применительно к ст. 394 ТК РФ (см. обобщение судебной практики по делам о восстановлении на работе Архангельского областного суда).

Наиболее сложным для работодателя является определение результатов испытания. К сожалению, ТК РФ не конкретизирует понятие «неудовлетворительный результат испытания», переводя его в оценочную категорию. Изначально эту оценку проводит работодатель, решая, прошел ли сотрудник проверочный период.

Однако при обращении уволенного в суд в связи с оспариванием решения работодателя именно суд оценивает, какие обстоятельства могут свидетельствовать о том, что результат испытания признан неудовлетворительным.

Мы рассмотрели основные правила организации и оформления испытательного срока учителя, выполнение которых позволяет оценить нового сотрудника и принять решение, подходит ли он организации, а также защитит от возможных судебных претензий не подошедшего работника.

Однако негативное завершение испытательного срока учителя скорее исключение, чем правило. И заключенный трудовой договор с педагогическим работником не прекращается.

На заметку

Если во время указанного срока педагог допускает прогул или иное нарушение правил внутреннего трудового распорядка образовательной организации, это не может служить основанием для его увольнения в связи с неудовлетворительными результатами испытательного срока.

  • За подобное поведение педагога можно привлечь к дисциплинарной ответственности.
  • Прекращать трудовой договор с педагогическим работником в этом случае необходимо по соответствующим пунктам ст. 81 ТК РФ, а не по ст. 71 ТК РФ.

Если в указанный период выяснится, что педагог не может выполнять порученную ему работу по состоянию здоровья, что подтверждается медицинским заключением, то увольнение происходит также не по ст. 71 ТК РФ, а по подп. «а» п. 3 ст. 81 ТК РФ. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль