Частно-государственное партнерство в образовании: определение, документы и цели

39

Тему частно-государственного партнерства в образовании часто относят к вопросам экономики и финансов, обосновывая это тем, что экспертные материалы в данной области предназначены для того, чтобы ознакомить руководителей образовательных организаций (в большей степени – руководителей государственных, муниципальных учреждений, и также негосударственных образовательных организаций) с возможностями привлечения внебюджетных средств.

У данного понятия существует два определения. Первое приводится в рекомендациях по применению частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования, в том числе по использованию концессионных соглашений. Эти методические рекомендации в свое время были направлены письмом Министерства образования и науки Российской Федерации. Согласно данному определению, частно-государственное партнерство в сфере образования - это форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом, основной целью которой является обеспечить финансирование, сооружение, реконструкцию, управление и содержание объекта инфраструктуры или предоставление услуги. Также в этом определении даются основные цели привлечения внебюджетных средств:

  • финансирование сферы образования;
  • сооружение и реконструкция образовательных учреждений;
  • управление и содержание объекта инфраструктуры.

Второе определение более широкое и характеризует частно-государственное партнерство в образовании как любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса. Приводится оно в глоссарии из стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа – 2020» и подразумевает любые формы сотрудничества, которые идут на пользу организации, обеспечивающей образовательную деятельность, вне зависимости от ее организационно-правовой формы.

Программные документы частно-государственного партнерства в образовании

Базовым документом является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Его целевым ориентиром является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века. Таким образом, частно-государственное партнерство в образовании принимает участие в системном решении поставленных задач, которое состоит в переходе экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ науки, образования и высоких технологий, и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

Но при переходе к новому социально ориентированному инновационному типу развития появляются существенные трудности, в том числе с финансированием сферы образования. По поводу привлечения частных инвестиций существовало несколько позиций (некоторые из них присутствуют до сих пор), основанных на том, что привлечение частного сектора априори означает сокращение бюджетного финансирования. В документе указывается, что расходы на образование за счет государственных и частных источников должны составить к 2020 году приблизительно 6,5-7% от ВВП. В сравнении с 2007 годом, этот уровень был 4-4,8%. Соответственно, при той ситуации, которая сейчас сохраняется в сфере материального фонда учебных учреждений, дополнительные инвестиции от частно-государственного партнерства в образовании не означают, что бюджетное финансирование резко сократится.

Но тот разрыв с ведущими мировыми державами, который должен быть преодолен, отчасти, сохраняется, так как требует в разы больше вложений. То отставание, которое образовалась в 90-е годы, существенно тормозит развитие и для того, чтобы успешными темпами его сократить, нужно значительно увеличить финансирование в сфере образования. Также существуют серьезные финансовые риски, которые объективно зависят от мирового экономического климата (финансовый кризис), поэтому реализация частно-государственного партнерства в сфере образования должна быть системной, невзирая на то, какое финансирование будет осуществляться за счет бюджетных средств.

В развитии образования стратегической целью является доступность и качество обучения, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества и гражданина. Соответственно, необходимо обеспечить равные условия доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные услуги, к образовательной инфраструктуре. И в виде одного из целевых ориентиров развития системы образования указывается развитие форм финансирования учебных учреждений, позволяющих сконцентрировать частные и государственные финансовые средства на цели опережающего развития и структурных изменений в системе образования.

Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль