Формирование федерального перечня учебников начальной школы

147

В 2013 году Министерство образования и науки РФ разработал комплексный план мер по изменению системы образования в детских садах и школах до 2018 года. Одно из первых изменений — введение нового приказа от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». В нем обучающиеся впервые получили право на бесплатное предоставление им учебников. На это право претендуют ученики, которые обучаются в школе или у индивидуального предпринимателя по программам ФГОС ноо школы,  если он обучается за счет финансовых средств бюджета, муниципалитета или субъекта.

Принципы формирования федерального перечня учебников начальной школы

В новом законе был разработан принцип формирования федерального перечня учебников начальной школы и других ступеней общего образования,  рекомендуемых к использованию, был разработан порядок проведения экспертизы учебников, специальные формы экспертных заключений, а также основания и порядок исключения учебников из этого перечня. Разработка этих механизмов была направлена на то, чтобы улучшить качество учебных материалов для должной реализации ФГОС ноо школы, во-первых, и, во-вторых, чтобы привлечь к обсуждению этого предмета не только профессиональные организации, но и широкую общественность. Это две основные задачи, которые на момент начала изменений ставило перед собой Министерство науки и образования РФ. Для реализации этих целей оно выделило несколько принципов:

  • школам рекомендуется заносить в федеральный перечень учебники, которые представляют собой завершенную предметную линию по каждой ступени образования (например, с 1 по 4 класс, с 5 по 9 класс) и вместе обеспечивали основную образовательную программу уровня образования. Ученики смогут последовательно получать преподаваемый материал, а педагоги - сохранять преемственность при изучении одного предмета;
  • наличие учебно-методических комплексов по учебнику, которые позволят педагогу сделать осознанный выбор пособия и эффективно использовать все достоинства учебника при непосредственной организации образовательной деятельности, например, при создании рабочих программ по предметам;
  • так как Министерство придает большое значение развитию дистанционных технологий образования, то и каждый учебник должен иметь электронное приложение или быть записан на электронном носителе;
  • из-за недостатков правового регулирования ранее существовала только процедура включения учебников в федеральный перечень учебников начальной школы и других ступеней, что к концу 2013 года привело к их очевидной избыточности. В связи с этим в приказе появилось положение о том, что федеральный перечень учебников будет формироваться один раз в 5 лет - срок равный сроку износа учебника. При этом будет предусмотрена процедура как включения учебника в перечень, так и его исключения оттуда;
  • введение процедуры общественной экспертизы учебников, разработка критериев и требований у общественным организациям, которые получат право принимать участие в подобной экспертизе. Введение общественной экспертизы было вызвано тем, что до этого существовало только два вида экспертизы: научная и педагогическая. Они проводятся параллельно, нормативно закреплены, однако не учитывают мнения тех, кто непосредственно использует учебник: родителей, детей, педагогов.

Проект приказа об утверждении порядка по формированию федерального перечня учебников начальной школы и других ступеней был размещен на специальном сайте для общественного обсуждения. Подготовкой приказа занималась рабочая группа в составе представителей от Совета Федерации, общественной палаты Российской Федерации, Государственной Думы, Всероссийского педагогического собрания, представителей родительской общественности. На заседаниях рабочей группы представители выработали основные положения проекта порядка формирования федерального перечня учебников, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы, форму экспертного заключения, а также основания и порядок исключения учебников из указанного федерального перечня.

Таким образом, Министерство образования на федеральном уровне предложило совершенно новый механизм формирования перечня учебников. Главная цель введения этого механизма состояла в том, чтобы улучшить качество учебников в рамках реализации программы ФГОС ноо в школе и других программ, а также привлечь к формированию перечня тех людей, которые непосредственно работают с продуктом. В планах Министерства также значилось применить подобный принцип и для учебных пособий.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль