Педагогические технологии проектной деятельности: использование ИКТ

94

Использование ИКТ как средства формирования УУД учащихся в проектной деятельности опирается на ее общие принципы и подходы к организации. Место для использования ИКТ есть на каждом этапе проектной деятельности. Остановимся на каждом этапе подробнее.
 

ИКТ на различных этапах как часть педагогических технологий проектной деятельности

Организационный этап. Данный этап включает выбор темы проекта, его типа, количества участников. Основное внимание уделяется выбору темы проекта. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других —  тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только познавательные, но и творческие, прикладные.

Этап первичной текущей рефлексии. Данный этап в части педагогических технологий проектной деятельности предполагает организацию мыслительной деятельности учеников по типу челнока: после выполнения цикла предметной деятельности происходит остановка предметной деятельности и последующая активизация рефлексивной деятельности, т. е. возврат внимания детей к основным элементам осуществляемой деятельности (ее направлениям, видам, этапам, проблемам, используемым способам деятельности).

Этап планирования. На данном этапе планируются возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной темы. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с помощью учителя, который использует такие методические приемы, как наводящие вопросы; ситуации, способствующие определению проблем; «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением. На данном этапе учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета педагогических технологий проектной деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов решения проблемы, в расписании работы над проектом и в выборе «конечного продукта».

Изыскание. Данный этап характерен тем, что на нем распределяются задачи по группам, обсуждаются возможные методы исследования, поиски информации, творческие решения. Проводится работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Промежуточное обсуждение результатов, полученных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке). Важным этапом педагогических технологий проектной деятельности является организация внешней оценки всех проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, недочеты, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от его темы (содержания) и условий проведения.

Этап вторичной текущей рефлексии. Цель данного этапа — выявить методологический каркас осуществляемой предметной деятельности и на его основе продолжить предметную деятельность.

Педагогические технологии проектной деятельности: ИКТ в оформлении итогов проекта

Защита проекта. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование, оценивание. Работа над учебным проектом завершается коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Если в ходе проекта рассматривалась теоретическая проблема, то результатом проектной деятельности является конкретное ее решение:

  • советы;
  • рекомендации;
  • выводы;
  • иное.

Если в ходе использования педагогических технологий проектной деятельности выдвигалась практическая проблема, то результатом проекта служит конкретный результат, готовый к внедрению:

  • видеофильм;
  • альбом;
  • компьютерная газета;
  • альманах;
  • презентация-доклад;
  • иное.

Этап итоговой рефлексии. Оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы в ходе применения педагогических технологий проектной деятельности, обсуждение дальнейшей перспективы; рефлексия процесса мышления. Итоговая рефлексия отличается от текущей объемом рефлексируемого периода и степенью заданности и определенности со стороны учителя. По окончании проекта ученикам предлагается занятие, на котором они отвечают на вопросы: «Чему я научился?», «Чего я достиг?», «Что сделал?», «Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?», «Кому я помог?».

Обработку результатов проекта можно организовать с помощью заранее подготовленных шаблонов в табличном процессоре MS Ехсеl. Учащиеся под руководством учителя заполняют шаблоны результатов исследований, позволяющие автоматически обработать внесенную числовую информацию и представить ее в виде графиков и диаграмм.

Если использовать мультимедийную презентацию, разработанную в MS РоwerPoint в качестве одной из педагогических технологий проектной деятельности, то можно обеспечить подробное представление результатов проделанной работы, а именно видеозаписи, снимки, календарные графики и др.). А это в свою очередь развивает у младших школьников навыки выступления на публике. Презентацию, созданную подобным образом, педагог может применять на уроке для повышения уровня мотивации для участия в проектной деятельности других учеников.

Обычно темы проектов затрагивают практические вопросы в ходе применения педагогических технологий проектной деятельности, которые будут актуальны для повседневной жизни и требуют привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Широко используется текстовый процессор MS Word. Посредством него создается разнообразный дидактический и организационный материал:

инструкции к заданиям; шаблоны маршрутов исследований; перечень источников для дополнительного чтения; шаблоны для регистрации и учета текущих результатов проектной деятельности; памятки по выполнению отдельных видов проектной деятельности.

Планируя формирование УУД младших школьников в процессе их проектной деятельности, целесообразно сгруппировать вышеобозначенные этапы в более крупные блоки, особенно в основной части проекта. Так соотнесенность различных видов проектной деятельности и формируемых УУД будет более наглядной (табл. 1).

Таблица 1. УУД младших школьников в соотношении с этапами проектной деятельности

Деятельность учащихся Вид УУД
Подготовительный этап проектной деятельности
Учащиеся:
  • изучают ситуацию в обществе (макро- и (или) микросоциуме) для определения актуальности проблемы;
  • формулируют проблему, в решении которой могут принять участие;
  • анализируют субъективный жизненный опыт и определяют причины появления проблемы;
  • формулируют цель проекта, задачи, раскрывающие содержание работы по решению выбранной проблемы;
  • определяют целевую аудиторию проекта;
  • изучают ресурсные возможности по выполнению проекта
Личностные УУД:
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
  • освоение основ социально-критического мышления;
  • реализация потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • реализация потребности в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
  • умение конструктивно разрешать конфликты;
  • формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Регулятивные УУД:
  • целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • умение самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе выделенного руководителем проекта ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планирование пути достижения целей;
  • установление целевых приоритетов;
  • умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективного способа;
  • основы прогнозирования
Коммуникативные УУД:
  • учет разных мнений, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
  • выражение собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • использование адекватных языковых средств для отображения своих мыслей, мотивов, потребностей;
Познавательные УУД:
  • учащиеся способны:
  • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
  • создавать и корректировать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор более эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей
Основной этап проектной деятельности
Учащиеся:
  • определяют перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта;
  • устанавливают время проведения выполнения заданий проекта;
  • продумывают и описывают основное содержание каждой обязанности;
  • распределяют обязанности между членами команды;
  • определяют систему оценки проекта и способа оформления результатов;
  • составляют список необходимых ресурсов и источников их получения;
  • работают с различными источниками информации;
  • анализируют и систематизируют полученную информацию по теме проекта;
  • проводят мероприятия по выполнению заданий проекта;
  • фиксируют полученные результаты;
  • обсуждают результаты проекта с руководителем и членами команды;
  • оценивают, корректируют промежуточные результаты;
  • оформляют результаты проекта в целесообразной форме
Личностные УУД:
  • способность решения моральных дилемм на основе позиций участников дилеммы;
  • эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других.
Регулятивные УУД:
  • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • умение принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самооценка;
  • основы саморегуляции в учебной и познавательной деятельности младших школьников;
  • основы саморегуляции эмоциональных состояний;
  • умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;
Коммуникативные УУД:
  • умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • способность брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  • работа в группе, готовность к продуктивной кооперации;
  • отображение в речи содержания совершаемых действий;
  • способность учитывать и координировать отличные от собственной позиции мнения других людей в сотрудничестве;
Познавательные УУД:
учащиеся способны:
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения проекта;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
  • делать умозаключения и выводы на основе аргументации
Завершающий этап проектной деятельности
Учащиеся:
  • представляют результаты проекта на общественных слушаниях;
  • осмысливают и учитывают оценку, полученную на общественной экспертизе продукта;
  • соотносят цели и результаты проекта;
  • осознают личную значимость полученного результата
Личностные УУД:
  • уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • готовность к самообразованию и самовоспитанию;
  • формирование адекватной позитивной самооценки и  Я-концепции;
  • умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
Регулятивные УУД:
  • способность адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Коммуникативные УУД:

  • способность адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других;
  • следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности

Одним словом, в общей сложности посредством тщательно спланированных и педагогически обеспеченных ИКТ, используемых в части педагогических технологий проектной деятельности учащихся, можно реализовать многие задачи программы формирования УУД учащихся начальных классов. Предложенный в статье материал может быть использован на этапе проектирования указанной программы.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль