Эмоциональное выгорание педагогов школы

599

Причины появления эмоционального выгорания педагогов

Синдром эмоционального педагогов выгорания возникает к концу учебного года. На его появление влияет ряд факторов:

  • постоянная эмоциональная погруженность в процесс и невозможность из него вырваться;
  • постоянный контакт с детьми и коллегами;
  • высокое эмоциональное напряжение и внутренний контроль, необходимость сдерживать проявления своих негативных эмоций: раздражения, злости, страха, тревоги, — во время сложных и конфликтных ситуаций при общении с детьми и их родителями;
  • повышенная психологическая и юридическая ответственность за жизнь, здоровье и благополучие учащихся;
  • необходимость устанавливать и поддерживать контакт с «трудными семьями», развивать навыки при столкновении с «семейным контекстом»;
  • ощущение нестабильности, которое провоцирует частая смена нормативов, условий труда и методических предписаний в сфере общего образования;
  • на эмоциональное выгорание педагогов влияет специфика образовательной организации, если, например, она предполагает работу с детьми с нарушениями в развитии и т.д.;
  • ограниченная возможность обратиться за помощью к коллегам и профессиональному сообществу;
  • непрестижный статус профессии.

Профилактика появления эмоционального выгорания педагогов

Самый действенный способ борьбы с эмоциональным выгоранием педагогов — предотвращение появления этого синдрома. Успешная профилактика этого синдрома будет зависеть от того, ощущает ли педагог свою значимость на рабочем месте, есть ли у него перспективы карьерного продвижения, необходимая ему автономия и уровень контроля со стороны руководства, насколько благополучна атмосфера в рабочем коллективе, могут ли его поддержать коллеги. Также у педагога должны отсутствовать конфликты социальных ролей, он должен грамотно планировать и организовывать свою работу.

При организации профилактики эмоционального выгорания педагогов администрация школы может привлекать профессиональных психологов как своих собственных, так и со стороны. Выбор специалиста зависит от конкретной ситуации: если с педагогом работает штатный психолог, то может произойти смешение ролей или даже потеря профессиональных границ. Приглашенному специалисту потребуется больше времени и ресурсов для того, чтобы понять ситуацию. Обе эти категории специалистов должны использовать в своей работе комплексный и системный подход: с педагогами необходимо проводить длительные и регулярные встречи.

При организации работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов необходимо:

  • выстраивать с педагогами доверительный контакт: они чувствительны к фальши;
  • уважительно относиться к мнению педагогов, быть равным партнером в обсуждении;
  • четко обозначать границы в работе с психологическими группами, соблюдать правила конфиденциальности и «стоп», чтобы педагоги чувствовали себя в безопасности;
  • давать возможность педагогам почувствовать себя уникальными и ценными личностями, а также внушить им уверенность в себе;
  • эмоционально поддерживать педагогов, признавать значимость того, что они делают;
  • повышать саморефлексию и осознанность в своей работе, научить их задавать вопросы самому себе;
  • обучать педагогов техникам релаксации и снятия психоэмоционального напряжения;
  • предложить совместный поиск новых ресурсов для повышения самооценки и уверенности в себе;
  • помогать в разрешении конфликтов.

В работе с педагогами психологи используют ряд специализированных методик. Первую группу составляют методики, основанные на обмене ролями и разыгрывании проблемных ситуаций:

  • балинтовская группа — метод групповой тренинговой исследовательской работы. Центральный объект исследования отношения «врач — больной». Пациент переносит на врача определенные отношения, эмоциональные и поведенческие стереотипы, которые сходны с его отношением к объектам своей реальной жизни (значимые лица ближайшего окружения). Анализ этих отношений дает возможность более полно понять пациента во всем многообразии его связей и взаимодействий с реальным миром, что способствует повышению эффективности терапии;
  • гештальт-терапия;
  • психодраматические упражнения;
  • сюжетно-ролевая игра. 

Эти методики помогают педагогу на время идентифицироваться с ребенком или родителем, взять на себя его роль, а отсюда — лучше понять переживания и поступки другого в той или иной трудной ситуации, по-новому взглянуть на нее, найти творческий способ решения и тем самым минимизировать эмоциональное напряжение, избежать нервных нагрузок и лишних волнений.

Также для профилактики эмоционального выгорания педагогов могут использоваться музыкально-фольклорные игры.

Комплексное и системное применение этих методик приводит к результатам:

  • повышается спонтанность и креативность педагогов в процессе взаимодействия с детьми. Они в большей степени доверяют себе, используют творческий подход к решению профессиональных задач и трудностей;
  • возрастает игровая компетентность педагогов, умение играть с детьми в свободные сюжетно-ролевые игры и групповые игры с правилами, они получают удовольствие от совместной деятельности с воспитанниками;
  • взаимодействие с детьми отличается большим доверием, сотрудничеством, умением договариваться, педагоги воспринимают их как уникальных личностей, заслуживающих уважения;
  • улучшается общий эмоциональный фон настроения педагогов и повышается уровень удовлетворенности результатами своей работы;
  • возрастает уровень профессиональной субъектности, саморефлексии и осознанности личных переживаний, мыслей, поступков, а также признание значимости и ценности собственной трудовой деятельности;
  • появляются новые ресурсы, как внешние, так и личностные, на которые педагоги могут опираться в работе с детьми и семьями;
  • коллектив становится более сплоченным, готовым работать одной командой, сотрудничать и поддерживать друг друга.

К концу года многие педагоги испытывают эмоциональное выгорание — синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и постоянного общения на работе с коллегами и детьми. Распознать синдром можно по ряду признаков. Главный способ борьбы с ним — вовремя проведенная профилактика, которую позволяет осуществлять внутренний контроль в школе. Профилактика выгорания у педагогов проводится с привлечением профессиональных психологов, которые используют специальные методики, включая ролевые. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования

      Рассылка



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль