Признаки формирования самостоятельности у школьников

94

Проблемные ситуации в процессе формирования самостоятельности школьников

Процесс формирования самостоятельности школьников нередко сопровождается проблемными ситуациями.  К наиболее типичным ситуациям относится:

  • ребенок в яркой форме стремится противодействовать любому внешнему влиянию, отказывается выполнять просьбы взрослых вплоть до того, что начинает все делать наоборот;
  • ребенка отвергают его одноклассники в школе;
  • ребенок требует оплаты школьных успехов и выполнения домашних обязанностей;
  • ребенок стал свидетелем или участником чрезвычайного происшествия.

Стремление к противодействию всякому внешнему влиянию в виде отказа от выполнения просьб со стороны взрослых вплоть до выраженного стремления делать все наоборот принято называть негативизмом. Он проявляется в том, что ребенок постоянно спорит и дерзит родителям и другим взрослым, как бы провоцируя их тем самым на конфликт, ведет себя так, как будто хочет доказать, что он главнее всех. Отстаивание своей самостоятельности также проявляется и в том, что школьник вспыльчив, непокорен, упрям. Склонен к безделью, прогуливает уроки, что-то забывает. В конечном счете за счет такого поведения он пытается самоутвердиться в противоборстве с родителями.

На процессе формирования самостоятельности школьников негативно может отразиться неблагоприятная атмосфера в учебном классе, некоторых его представителей отвергает большинство класса. Чаще всего отверженными становятся дети:

  • легко поддающиеся на провокации одноклассников;
  • любимчики учителя;
  • чрезмерно вспыльчивые и мстительные;
  • ябеды;
  • слишком застенчивые и не умеющие постоять за себя;
  • неопрятные;
  • неуспешные в учебе (особенно в младших классах);
  • слишком зависимые от родителей (маменькины сынки);
  • испытывающие трудности в общении;
  • с необычной внешностью;
  • с заметными физическими отклонениями.

Понять, что в отношениях с одноклассниками у ребенка наблюдаются трудности, родители могут, если их ребенок неохотно ходит в школу и возвращается из нее в подавленном настроении, часто плачет без видимой причины, не упоминает в разговорах никого из одноклассников, скупо говорит о своей школьной жизни, не знает, у кого можно узнать домашнее задание, его никто не приглашает в гости и он сам в ответ никого не зовет к себе.

Среди родителей распространена практика, когда они денежно поощряют своих детей за выполнение некоторых домашних дел и за хорошие отметки в школе. Такая практика имеет положительные стороны: ребенок действительно начинает выполнять ту работу, за которую ему платят, стремиться к получению хороших отметок. Однако для формирования самостоятельности школьников такая практика может иметь и ряд негативных сторон:

  • существует опасность подмены интереса к учебе или осознания необходимости помогать родителям по дому исключительно стремлением к получению денег;
  • привыкшие к денежному вознаграждению дети могут требовать оплаты за любое свое действие по хозяйству;
  • дети, воспитанные на денежных поощрениях, в будущем могут попасть в зависимость от величины оплаты своего труда. Есть риск того, что финансовое вознаграждение станет для них важнее собственного достоинства, совести и нравственных норм;
  • денежное вознаграждение за хорошую учебу делает учеников зависимыми от школьных оценок. При этом творческая активность ребенка снижается из-за опасения сделать ошибку и получить низкую оценку. К тому же школьные оценки не всегда отражают реальный уровень знаний учеников.

Проявление самостоятельности выражается, в том числе, и в том, что ребенок хочет иметь карманные деньги на собственные расходы. Родителям не стоит давать карманные деньги детям в том случае, если они неуправляемы (плохо себя ведут, не выполняют обещаний), не умеют отказываться от мелких желаний, не знают, за какой труд и с какими усилиями достаются деньги их родителям.

Наконец, на формирование самостоятельности школьников оказывается влияние и тот факт, становился ли ребенок участником, косвенным участником или свидетелем чрезвычайных ситуаций: аварий, техногенных катастроф, террористических актов, преступления и т.д. Эмоциональная реакция на такие происшествия может проявляться у ребенка в:

  • чувстве беспокойства при разлуке с ленами семьи;
  • повышенной чувствительности к резким и громким звукам;
  • повышенной тревожности, капризности, перепадах настроения;
  • страхе посещения школы и поездки в общественном транспорте;
  • страхе темноты, расстройства сна и аппетита;
  • возникновении навязчивых мыслей и ночных кошмаров;
  • ухудшении физического самочувствия, головных болях;
  • невнимательности, снижении успеваемости;
  • появлении мыслей о смерти;
  • повышенной раздражительности, агрессивности.

Рекомендации по разрешению проблемных ситуаций в процессе формирования самостоятельности школьников

Родители могут воспользоваться рядом рекомендаций, которые помогут им предотвращать появление проблемных ситуаций в процессе формирования самостоятельности школьников:

  • избегать борьбы за власть над ребенком;
  • найти благоприятную возможность для того, чтобы выразить ребенку свою признательность (когда он не противоборствует);
  • дать ребенку почувствовать его значимость (например, советоваться с ним в той области, где он может быть компетентен);
  • заранее предупредить педагогов о наличии у ребенка проблем и способами, как можно с ними справиться;
  • своевременно лечить заболевания, которые могут стать предметом насмешек в школе;
  • учить навыкам разрешения конфликтных ситуаций и уверенному поведению;
  • необходимо указать ребенку на его положительные стороны, которые он может продемонстрировать в школе;
  • сформировать круг общения из приятных для ребенка лиц;
  • приучивать ребенка к рациональной трате денег, при которой он понимает для чего ему нужна та или иная вещь;
  • объяснить, каким образом появляются деньги в семье;
  • Дети младшего школьного возраста эмоционально отзывчивы по отношению к чувствам пострадавших людей, а потому могут задавать много вопросов, неоднократно возвращаться к волнующей их теме. В этом случае родителям нужно терпеливо отвечать на вопросы ребенка, которые важны для правильного понимания им ситуации, давать ему возможность выразить свои чувства. Рекомендуется избегать деталей;
  • Подросткам требуется объективная информация о случившемся, обсуждение политической обстановки и происходящих событий. Родителям важно быть терпимыми к максимализму подростков, но сдерживать проявляемую ими склонность к обвинению других и агрессию по отношению к окружающим. Следует поощрять желание детей вместе со взрослыми оказывать помощь пострадавшим.

Формирование самостоятельности школьников — переломный этап в жизни ребенка: с одной стороны, он стремится все больше выйти из-под опеки родителей, с другой стороны, он все также нуждается в их помощи и советах. В ходе этого процесса нередко возникают проблемные ситуации, своевременное осложнение которых поможет воспитать ребенка психологически зрелой, не травмированной личностью. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль