Компьютерные игры и компьютерная зависимость школьников

107

Разновидности компьютерных игр в школе

В содержательном плане компьютерные игры в школе во многом сходны с традиционными, но имеют и принципиальные отличия:

  • они строятся по принципу постепенного усложнения игровой и дидактических задач;
  • они предлагают поэтапное выполнение задания: переход на следующий уровень возможен только при прохождении текущего;
  • содержат в себе элемент случайности.

Выделяют следующие виды компьютерных игр:

  • Адвентурные игры (приключенческие). Оформлены как мультфильм, но с интерактивными свойствами — возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных задач необходимо обладать хорошей сообразительностью и развитым логическим мышлением. Предполагают длительную работу за компьютером.
  • Стратегии. В них необходимо завоевать вражеское поселение, управлять ресурсами и т.д. Развивают усидчивость, способность к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление.
  • Ролевые игры. С помощью нужного персонажа в нужное время и в нужном месте необходимо отыскать определенный предмет, попутно справляясь с врагами. Тренируют глазомер, внимание, скорость реакции.
  • Аркадны игры. Построены по принципу постепенного перехода с одного уровня на другой. Тренируют глазомер, внимание, скорость реакции.
  • 3D-Action. Развлекательный вид игр, где нужно уничтожать противника. Развивают моторику.
  • Симуляторы, имитаторы (авто-, авиа-, спортивный и т. п.). Имитируют попадание в новые ситуации. Тренируют глазомер, внимание, скорость реакции.
  • Логические. Головоломки, задачи на перестановку фигур, составление рисунка, обучающие чтению, письму и т. п. Способствуют развитию мышления, памяти, внимания.

Компьютерные игры в школе в младшем школьном возрасте могут оказать положительный эффект на обучающихся. Они помогают школьникам расслабиться, сменить вид деятельности и восстановить силы. Так как школьники играют в игры вдвоем или в небольшой группе, то они учатся использовать различные формы общения. Игры позволяют ребенку избавиться от чувства неполноценности и научиться определенным навыкам, развить способности, через игру самореализовать себя. Также игры позволяют детям моделировать различные жизненные ситуации и развить у них способность к самостоятельному поиску знаний.

Однако несмотря на весь свой положительный эффект игры могут стать причиной развития компьютерной зависимости у школьников и стать причиной вытеснения интересов у него. Правильная программа игр составляется с учетом особенностей ребенка: его возраста, темперамента и интересов, — а также с учетом особенностей самой игры: жанра, содержания, системы управления, уровня сложности и интерфейса.

Компьютерная зависимость школьников  

Зависимость от компьютерных игр проявляется в двух формах: чрезмерной увлеченности компьютерными играми и интернет-зависимостью.

Стадии развития компьютерной зависимости школьников:

  • интерес — друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься;
  • втягивание — если нет возможности играть, становится скучно, грустно;
  • полная зависимость.

Основными причинами возникновения зависимости являются неправильное воспитание в семье, эмоциональная подавленность ребенка и участие в играх родителей или знакомых.

Вы распознали признаки компьютерной зависимости школьников, если ребенок:

  • принимает пищу и готовит уроки у компьютера;
  • проводит за компьютером большую часть свободного время (6–10 ч в день);
  • провел хотя бы одну ночь у компьютера;
  • прогулял школу из-за компьютера;
  • приходит домой и сразу садится за компьютер;
  • потерял интерес к учебе и стал хуже учиться;
  • имеет много виртуальных друзей и практически никого — из реальных;
  • во время игры ребенок начинает разговаривать сам с собой или с героями игры, как будто они реальные;
  • забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
  • пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
  • трудно встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии;
  • конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

В процессе игры у школьников формируется социальная дезадаптация: они начинают переносить виртуальный мир игры на реальный, чувствуя при этом себя в жизни крайне уязвимыми, а ее саму — опасной.

Другой вид зависимости — зависимость в целом от сети Интернет. В ней школьники ищут возможности для анонимного общения, претворения в жизни фантазий, воплощение которых нереально в реальной жизни, для поиска подходящего собеседника, неограниченного доступа к информации.

Признаки интернет-зависимости:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • предвкушение следующего сеанса онлайн;
  • увеличение времени, проводимого онлайн;
  • увеличение количества денег, расходуемых онлайн.

Виды интернет-зависимости:

  • пристрастие к виртуальным знакомствам;
  • навязчивая потребность в интернете;
  • информационная перегрузка;
  • игровая зависимость.

Родители и педагоги неоднозначно воспринимают вклад компьютерных игр в школе на образовательный процесс и развитие ребенка. С одной стороны, с помощью них ребенок может развить определенные навыки и умения, но, с другой стороны, игры становятся причиной возникновения компьютерной зависимости и зависимости от интернета. Чтобы избежать отрицательного влияния игры на детей, родители должны следовать ряду рекомендаций:

  • осуществлять «цензуру» компьютерных игр и программ, следить за тем, в какие игры играет ребенок, контролировать их содержание;
  • ограничивать время игры и следить за тем, в какое время ребенок играет;
  • стараться привить ребенку другие интересы помимо игр;
  • контролировать круг общения ребенка и т.д.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль