Контроль и оценка результатов обучения

809

В последние годы активно развивается практика информационно-аналитического сопровождения контроля и оценки результатов обучения в системе образования, и разрабатываются новые организационные подходы. Отдельные результаты такой деятельности представлены в настоящей статье.

В настоящее время идет активная деятельность по совершенствованию системы контроля и оценки результатов обучения младших школьников. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, изменением нормативной базы и переходом на федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего образования.

Во-вторых, усилением внимания к качеству образования и путям его измерения. Меняется содержание образования, меняется наполнение понятия качества, все это неминуемо ведет к изменениям в способах его оценивания.

В-третьих, в современных условиях образовательные организации (далее – ОО) все активнее используют различные процедуры по контролю и оценке результатов обучения для совершенствования учебного процесса, а органы управления образованием – для определения направлений модернизации образовательной системы.

В ФГОС начального общего образования определено, что результаты итоговых работ должны характеризовать уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования, в центре внимания при итоговой оценке выпускника должна быть готовность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) вопросы промежуточного и итогового оценивания младших школьников находятся в компетенции образовательной организации.

Вместе с тем в Федеральном законе № 273-ФЗ указано, что региональные и федеральные органы управления образованием имеют право на проведение мониторингов качества. В соответствии с этим министерство образования Московской области и Центр качества образования ГОУ ВПО МО «Академия социального управления» в 2015 г. приступили к формированию опыта диагностических итоговых работ для контроля и оценки результатов обучения учащихся младших классов.

Роль внешней диагностики в достижении предметных и метапредметных результатов деятельности учащихся

Основной целью диагностической итоговой работы было получение информации об уровне индивидуальных достижений планируемых предметных и метапредметных результатов деятельности учащихся младших классов. Необходимость проведения такого исследования вызвана тем, что в 2014/15 уч. г. завершали начальное обучение учащиеся, которые первыми обучались по ФГОС начального общего образования. Потребовалось выяснить, каковы достижения школьников Подмосковья в предметном обучении, в овладении новыми для начальной школы метапредметными результатами.

Целью диагностики была также и апробация контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ) для оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов. Предложенную разработчиками модель оценки предполагалось использовать в системе внутренней оценки качества образования.

Исследование включало три работы: одну на оценивание достижений метапредметных результатов деятельности учащихся, и две предметные работы: по математике и русскому языку.

Такой подход соответствовал положениям ФГОС начального общего образования, в котором зафиксировано, что предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов деятельности учащихся.

Комплект КИМ для каждой предметной итоговой работы включает спецификацию с указанием принципов отбора ее содержания, ее структуры, план с перечнем объектов контроля, видов и типов заданий; демонстрационную версию, рекомендации по проведению, два варианта, руководство по оцениванию каждого задания и работы в целом, подходы к анализу и интерпретации результатов.

Оценка результатов предметных итоговых работ

Предметные итоговые работы по математике и русскому языку строились на единых принципиальных основаниях.

Предметные итоговые работы позволили проверить и оценить способности выпускников начальной школы применять полученные в процессе изучения математики и русского языка знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами каждого из предметов.

Общность подходов при разработке КИМ заключалась в следующем:

  • на проверку выносились планируемые результаты, зафиксированные в разделе «Выпускник научится»;
  • в заданиях были представлены учебные и жизненные ситуации, которые нужно было разрешить средствами математики и русского языка, используя полученные в ходе изучения курса знания и умения;
  • в предметную итоговую работу были включены две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися: назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой подготовки, а второй – обеспечить проверку достижения повышенного уровня подготовки;
  • при анализе результатов был использован уровневый подход, в зависимости от выполнения базовых заданий и заданий повышенного уровня сложности было выделено пять уровней: недостаточный для продолжения обучения, пониженный, базовый, повышенный и высокий;
  • предметные итоговые работы включали задания разного типа (по форме ответа): с выбором верного ответа из нескольких предложенных вариантов; с записью краткого ответа, где требуется записать результат выполненных действий или размышлений (цифру, число, величину, выражение, рисунок, слово или несколько слов); с записью развернутого решения или объяснения полученного ответа, например, развернутое решение текстовой задачи, может быть записано по вопросам, по действиям или с помощью числового выражения, объяснение может быть представлено либо в виде развернутого решения (как в текстовой задаче), либо в виде действий и рассуждений, либо в виде рассуждений.

При использовании единых оснований предметные итоговые работы имели и ряд особенностей. Приведем описание особенностей работы по математике и русскому языку.

Особенности предметной итоговой работы по математике

C помощью КИМ оценивалось математическое развитие выпускников начальной школы: освоение ими основных знаний, необходимых для продолжения математического образования, сформированность умений решать учебные и практические задачи средствами математики, способность к критичному мышлению, интерес к умственному труду, готовность использовать математические знания в повседневной жизни.

Полнота проверки математической подготовки учащихся обеспечивалась за счет включения в предметную итоговую работу заданий, составленных на материале всех разделов курса математики начальной школы: «Числа и вычисления», «Арифметические действия», «Работа с текстовыми задачами», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Задания базового уровня предшествовали заданиям повышенного уровня, что обеспечило доступ ко всем заданиям базового уровня детям с различной математической подготовкой и разным темпом деятельности.

Задания базового уровня предметной итоговой работы проверяли освоение планируемых результатов на уровне применения в стандартной ситуации. Задания повышенного уровня, составленные с учетом планируемых результатов «Выпускник научится», требовали от ученика умения применять знания в нестандартной ситуации, проявлять умения метапредметного характера: понимать и анализировать условие задания и поставленный вопрос, контролировать полноту выполнения задания, выбирать способ решения из нескольких изученных или разрабатывать этот способ самостоятельно и др.

Особенности предметной итоговой работы по русскому языку

С помощью предметной итоговой работы осуществлялась оценка качества освоения учащимся основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Русский язык», а также достижения ряда метапредметных планируемых результатов, возможность формирования которых определяется особенностями данного предмета.

Содержание заданий проверяло овладение планируемыми результатами, зафиксированными в разделе «Выпускник научится». Полнота проверки обеспечивалась за счет включения в предметную итоговую работу заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка в начальной школе: «Фонетика и графика», «Состав слова», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография», «Развитие речи».

Особенностью предметной итоговой работы по русскому языку (по сравнению с математикой) является то, что задания базового и повышенного уровней следуют друг за другом внутри каждого из тематических разделов. Для того чтобы учащиеся могли рассчитать свои силы и возможности, задания повышенного уровня в бланках были отмечены специальным значком, а в инструкции перед выполнением работы учащимся было сообщено, что звездочкой помечены более трудные задания и дан совет: «Если ты не знаешь, как выполнить такое задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, попробуй еще раз выполнить пропущенные задания».

Оценка метапредметных результатов деятельности учащихся

Целью проведения предметной итоговой работы было получение данных об уровне индивидуальных достижений младшим школьником метапредметных результатов обучения на основе анализа его способности применить отдельные познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные действия.

Основные критерии отбора – понимание всеми педагогами значимости выделенных метапредметных результатов деятельности учащихся и соответствующих им универсальных учебных действий для обучения, как в начальной, так и в основной школе; наличие в действующих учебниках и программах конкретного содержания для их отработки; возможность оценить наличие или отсутствие учебного действия в конкретной практической ситуации. В результате были отобраны следующие:

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов разных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами предметной итоговой работы; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;  составление текстов в устной и письменной формах.

В соответствии с заданными планируемыми результатами в качестве конкретных объектов контроля были выделены следующие универсальные учебные действия:

  • читать, понимать различные тексты (включая учебные), воспроизводить или использовать информацию, представленную в них в явном виде;
  • обобщать и интерпретировать информацию, проверять и формулировать на ее основе утверждения, выводы, работать с данными, представленными в разной форме;
  • применять информацию, представленную в тексте, в таблице, в виде краткой записи, для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.

В пункте 11 ФГОС начального общего образования приведены требования к метапредметным результатам деятельности учащихся, список включает шестнадцать позиций. Представленные в списке позиции очень разнородны по своей природе и не могут быть оценены в рамках одной деятельности. Следовательно, необходимо было определиться с тем, какие из них будут взяты в качестве основы при ее составлении.

Реализованные подходы к оценке метапредметных результатов деятельности учащихся

В ходе диагностики был реализован ряд подходов к оценке метапредметных результатов деятельности учащихся, которые впоследствии были закреплены иными внешними мониторингами. Представим кратко эти подходы.

Материал, с которым функционировали учащиеся, включал в себя текстовую информацию и информацию в виде таблиц, был связан определенным сюжетом, соответствующим возрастным особенностям и уровню учебной подготовки выпускников начальной школы.

Для обеспечения качественной характеристики уровня достижения метапредметных результатов деятельности учащегося работа содержала задания, которые оценивались в один и два балла в зависимости от полноты применения имеющихся у ученика универсальных и предметных действий.

Работа включала задания разного типа:

  • с выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов;
  • с выбором нескольких правильных ответов из пяти предложенных (отнесены к заданиям с кратким ответом);
  • с записью краткого ответа, где требовалось записать результат поиска информации в тексте, размышлений или выполненных действий (слово или несколько слов, предложение, число);
  • с записью развернутого решения или объяснения полученного ответа.

Было принято решение в соответствии с полученными учеником баллами за выполнение всех заданий выделить три уровня освоения планируемых метапредметных результатов деятельности учащихся: недостаточный, базовый и повышенный.

Специфика организации работ по контролю и оценке результатов обучения 

Всю организационную часть выполнял Центр оценки качества образования в тесном контакте с муниципальными координаторами. Демонстрационные версии работ были переданы в школы за месяц до проведения. Тексты передавались в школы накануне проведения. Учителя сами проводили работы и проверяли их в соответствии с руководством по оцениванию.

Количество территорий и учащихся, принявших участие в работах, представлены в табл. 1.

Таблица 1. Количество участников проведенных диагностических работ

Проверочные работы

Количество

территорий

учащихся

Работа на оценку метапредметных результатов

деятельности

учащихся

71

67 061

Предметная итоговая работа по математике

71

66 821

Предметная итоговая работа по русскому языку

71

66 790

Такое количество учащихся, выполнивших итоговые работы, позволяет делать обобщенные выводы об особенностях образовательных достижений выпускников начальной школы Подмосковья.

Была  разработана специальная программа обработки результатов (около 5% работ было перепроверено экспертами).

В соответствии с полученными учениками баллами за выполнение заданий базового и повышенного уровня констатировалось достижение уровня освоения планируемых результатов обучения по русскому языку и математике. Распределение выпускников начальных школ Подмосковья по уровням представлено в табл. 2.

Таблица 2. Уровни достижения учащимися планируемых результатов обучения школьников математике и по русскому языку

Название уровня

Критерии выделения уровней по математике

Процент учащихся, выполнивших работу по математике на данном уровне

Критерии выделения уровней по русскому языку

Процент учащихся, выполнивших работу по русскому языку на данном уровне

Баллы за базовые задания

Баллы за задания повышенного уровня

Недостаточный для дальнейшего обучения

0–3

0–10

1%

0–3

0–11

1%

Пониженный

4–7

0–10

13%

4–7

0–11

8%

Базовый

8–15

0–3

22%

8–15

0–3

15%

Повышенный

8–15

4–6

33%

8–15

4–7

40%

Высокий

8–15

7–10

31%

8–15

8–11

36%

В результате проведения работы по контролю и оценке результатов обучения стало очевидно, что только один процент выпускников продемонстрировали уровень, недостаточный для продолжения обучения русскому языку и математике. Пониженный уровень, свидетельствующий о наличии проблем в базовой подготовке по предметам: по математике продемонстрировали 13% учащихся, по русскому языку 8% учащихся. Эти учащиеся способны продолжить свое обучение в основной школе, но им необходима серьезная помощь в ликвидации имеющихся проблем в предметной подготовке.

Показателем успешной подготовительной деятельности педагогов начальной школы Московской области является высокий процент учащихся, продемонстрировавших повышенный и высокий уровень по математике. Педагоги смогли реализовать идеи, содержащиеся в ФГОС начального общего образования, и сориентировали обучение не только на передачу знаний и отработку их применения в стандартной ситуации, но и на применение знаний в нестандартной ситуации.

Качественная характеристика результатов предметной итоговой работы по математике

Анализ результатов выполнения  предметной итоговой работы, заданий базового уровня показал, что наиболее успешно четвероклассники справились с заданиями двух разделов курса математики начальной школы: «Пространственные отношения. Геометрические фигуры» и «Арифметические действия».

Успешность выполнения предметной итоговой работы, заданий повышенного уровня сложности говорит о способности выпускников пользоваться имеющимися у них умениями для деятельности в непривычной учебной или практической ситуации. Ошибочные ответы четвероклассников указали на типичные трудности применения математических знаний для решения стандартных и нестандартных задач.

Перечислим основные из них.

При работе с числами и величинами наиболее частые ошибки следующие:

  • 20% четвероклассников указали, что турист движется со скоростью 50 м/ч вместо 5000 м/ч, около трети считают, что автомобиль движется со скоростью 70 м/ч, а не 70 000 м/ч. Это говорит о том, что дети недостаточно хорошо различают единицы скорости, затрудняются в установлении соответствия между величиной и ее значением в заданных единицах;
  • при работе с числовыми последовательностями в рамках предметной итоговой работы около 40% четвероклассников неправильно записали числа по правилу. Возможно, основной причиной является недостаточный опыт работы с последовательностями (составление по заданному и самостоятельно составленному правилу, выбор правила, проверка правила, продолжение по правилу и т. п.).

Типичные ошибки арифметического характера:

  • не поняли смысл задания или не смогли проследить ход вычисления неизвестного компонента арифметического действия около 29% учеников;
  • около 6% четвероклассников неправильно определили количество цифр в частном;
  • около 9% четвероклассников испытывали трудность в установлении соответствия между предложенной сюжетной проблемой и арифметическим действием, которое нужно выполнить для ее решения.

Менее четверти учащихся продемонстрировали недостатки пространственной ориентировки: затруднились в выборе фигуры, которая позволила составить заданную из равных частей.

Несмотря на успешное выполнение заданий предметной итоговой работы на действия с информацией, отдельная часть учащихся не смогла выбрать верное утверждение из предложенных; около 10% учащихся не справились с заполнением таблицы с помощью данных текста.

Анализ результатов и предоставленных материалов предметной итоговой работы показал, что четвероклассники способны решать стандартные и нестандартные учебные задачи, стремятся выполнить все задания, умеют возвращаться к пропущенным заданиям, корректировать ход решения, проверять правильность своих действий. Ошибки и трудности детей позволяют говорить о необходимости усиления работы с математической терминологией, включать в уроки задания на составление и проверку правильности утверждений, содержащих компоненты арифметических действий, зависимости между числами и величинами.

Качественная характеристика результатов предметной итоговой работы по русскому языку

Наиболее успешно четвероклассники справились с заданиями разделов: «Состав слова», «Морфология», «Синтаксис». Практически одинаково усвоены разделы «Синтаксис», «Развитие речи» и «Фонетика и графика».

Очень хорошо в рамках предметной итоговой работы справились выпускники начальной школы с заданиями, направленными на оценивание следующих умений:

  • находить в тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги;
  • находить глагол, различать омонимичные имена существительные и глаголы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку, находить из ряда предложенных схему, соответствующую составу слова;
  • находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками (форма рода и падежа);
  • находить предложение с однородными членами.

Наряду с положительными результатами предметной итоговой работы по русскому языку были выявлены отдельные пробелы.

Так, в содержательной линии «Орфография» недостаточно высокий процент выполнения был зафиксирован по заданию базового уровня сложности, направленного на оценку умения находить орфографические и пунктуационные ошибки (в объеме содержания курса) и умения исправлять найденные ошибки.

Довольно низкий результат предметной итоговой работы может быть связан с объективной трудностью задания, проверявшего уровень орфографических и пунктуационных умений, в ходе выполнения работы учащиеся должны были найти три орфографические ошибки и поставить две пропущенные запятые.

В содержательной линии «Система языка» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового уровня сложности, направленным на оценку следующих планируемых результатов:

  • умение различать звуки и буквы;
  • умение различать предложение, словосочетание, слово;
  • умение различать формы слова и родственные слова, различать родственные слова и слова с омонимичными корнями.

В содержательной линии «Развитие речи» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданию базового уровня сложности, оценивающему умение подбирать заголовок к тексту. Подбор заголовка к тексту должен был продемонстрировать умение ученика выделять основную мысль текста и связывать с ней слова заголовка.

Результаты достижения метапредметных результатов деятельности учащихся

В соответствии с полученными учеником баллами за выполнение всех заданий констатировалось достижение уровня освоения планируемых метапредметных результатов деятельности учащихся. Результаты представлены в табл. 3.

Таблица 3. Уровни достижения учащимися планируемых метапредметных результатов обучения

№ п/п

Название уровня

Критерии выделения уровней

Процент учащихся, выполнивших работу на данном уровне

1

Недостаточный

0–8 баллов

3%

2

Базовый

9–18 баллов

43%

3

Повышенный

19–28 баллов

54%

Большинство четвероклассников продемонстрировали повышенный уровень владения заявленными в качестве объектов контроля универсальными действиями и операциями.

В рамках выделенных объектов контроля выпускники начальной школы показали высокие метапредметные результаты деятельности учащихся. Школьники Подмосковья умеют работать с текстом, выделять в нем информацию, находить данные для формулирования вывода, проверки истинности утверждения. Четвероклассники успешно работают с информацией, представленной в разной форме, способны учитывать в ходе решения самостоятельно сгруппированные и обобщенные факты и т. д. Учащиеся вполне успешно справились с заданиями на применение умения работать с информацией для разрешения изученных и незнакомых учебных ситуаций.

Четвероклассники продемонстрировали высокий уровень познавательной активности: 94% школьников приступили к выполнению всех заданий на определение метапредметных результатов деятельности учащихся. Основная причина трудностей – недостаточный опыт в применении информации, получаемой из предложенного текста, для ответа на вопросы: прямые и косвенные, практические и характеризующие учебные предметные ситуации.

Рекомендации педагогам по контролю и оценке результатов обучения

Использованная модель по контролю и оценке результатов обучения и полученные после проведения работ данные позволили сформулировать некоторые рекомендации педагогам начальной школы:

  • учитывать при разработке и проверке тематического планирования наличие и полноту представления в содержании обучения всех планируемых результатов;
  • контролировать включение в текущий и этапный контроль заданий различного вида, формы предъявления и уровня трудности;
  • обеспечивать оптимальный объем изучения содержания, соответствующего требованиям планируемых результатов: «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться»;
  • контролировать выполнение всех требований проведения работ, в т. ч. проверку бланков (точность размеров геометрических объектов в бланках), предоставление ученикам измерительных инструментов и т. п.;
  • обсуждать результаты выполнения предметных итоговых работ, составление рекомендаций для классов, конкретных учащихся.

В системе уроков русского языка необходимо расширять число упражнений с записью объяснений полученного ответа или выполненных действий. В рамках каждого урока целесообразно увеличить прямую и косвенную работу по формированию универсальных учебных действий. И в первую очередь делать акцент на работе по инструкциям и правилам, комментировании хода и формулировании результата, проверке правильности, достоверности ответа.

Во всех учебных курсах необходимо усилить линии, связанные с работой с учебными текстами; специально контролировать готовность и способность учеников действовать по инструкции в рамках предложенного задания (находить ровно один или несколько ответов в соответствии с заданием, указывать или записывать все решения задачи, пояснять ответ).

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль