Как подготовить начальную школу к введению ФГОС для младших школьников с ОВЗ

538

Доступность среды образования для младших школьников с ОВЗ

Скачать книгу «Обучение детей с ОВЗ» в формате pdf >>>

Новые цели развития отечественного образования требуют его модернизации как открытой среды, доступной для учеников с различными образовательными потребностями, в том числе и младших школьников с ОВЗ . Актуализируются следующие стратегические линии: 

  • обеспечение права граждан на полноценное просвещение;
  • единство образовательного пространства;
  • обеспечение преемственности обучения на разных уровнях;
  • повышение объективности оценивания качества обучения.

Диапазон различий в развитии младших школьников с ОВЗ достаточно велик: начиная с практически в норме развивающихся детей, испытывающихся незначительные, временные и легко устранимые трудности и заканчивая детьми с необратимыми тяжелыми поражениями центральной нервной системы; часть обучающихся с ограничениями по здоровью способны при должной поддержке учиться на равных со своими здоровыми сверстниками, другая часть детей нуждается в адаптированной индивидуальной программе обучения. 

В 2014 г. Минобрнауки России утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС начального общего образования для  обучающихся с ОВЗ), вступающий в силу 1 сентября 2016 г.

Цель стандарта – обеспечить каждому ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на обучение в школе. Эта глубокая цель распадается еще на несколько мини-целей:

  • максимально расширить охват младших школьников с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;
  • гарантировать ребенку удовлетворение образовательных потребностей особых и общих со здоровыми детьми, создать наилучшие условия реализации его реабилитационного потенциала;
  • в действительности обеспечить родителям возможность выбора стандарта обучения для своего ребенка, соразмерного его возможностям, отвечающего рекомендациям экспертов, сделать диапазон возможных достижений школьника ясным при выборе той или иной вариации стандарта.

Процесс подготовки должен сопровождаться изучением общественного мнения по вопросам введения ФГОС для детей с ОВЗ и внесения возможных дополнений в содержание основной образовательной программы; систематическим и оперативным информированием родительской общественности о подготовке к введению и порядке перехода на ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; размещением соответствующей информации на официальном сайте ОО.

Функции ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ

Функции ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ многоплановы:

  • обеспечивать на всей территории РФ сопоставимое качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • эволюционно перейти от двух параллельных к единой системе обучения, обеспечивая механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав регулируемым процесс объединенного обучения нормально развивающихся детей и младших школьников с ОВЗ;
  • обеспечивать детям с ограниченными возможностями здоровья возможность свободного перехода из одного типа образовательной организации в другой наравне с обычными сверстниками;
  • создавать условия и стимулировать совершенствование специального образования в его структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах.

Государством ФГОС начального общего образования для каждого ребенка рассматривается как гарант реализации права обучающихся с ОВЗ на получение обучения, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от таких параметров, как пол, место проживания, характер и тяжесть нарушения психологического развития, способности к освоению цензового уровня обучения и вида образовательной организации.

На правовом уровне государство признало, что состав младших школьников с ОВЗ неоднороден. Сюда относятся дети с различными отклонениями в области: слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, явными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, плюральными нарушениями развития.

Неоднородности состава обучающихся с ограниченными возможностями здоровья стала предпосылкой разработки и апробации дифференцированных модулей для каждой категории, которые опираются на четыре основные варианта ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (таблица).

Вариант I

Вариант II

Вариант III

Вариант IV

Обучающийся с ОВЗ в обычной школе

Обучающийся с ОВЗ в специальном классе, специальной школе

Устанавливаются обязательные направления коррекционной помощи и соответствующие им специальные требования к результатам младших школьников с ОВЗ всех категорий, освоивших основную образовательную программу начального общего образования

Обучающийся получает цензовое обучение, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Обязательна организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Расширяется компонент жизненной компетенции. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории обучающихся и дополнительно приспосабливаются к конкретному ученику. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов обучающегося

Обучающийся получает нецензовое обучение, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Обязательно специальное обучение и воспитание для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. В структуре образования «академический» компонент редуцирован за счет расширения компонента «жизненной компетенции». В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту обучающегося и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах

Уровень образования определяется индивидуальными возможностями обучающегося. При значительной редукции «академического» компонента максимально расширяется компонент «жизненной компетенции». Обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Обучающийся находится в среде сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы. Требуется специальная работа по введению обучающегося в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов

Особенности образовательных потребностей младших школьников с ОВЗ

Основные требования ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ к организации образовательного процесса школы, реализующей инклюзивную практику, предполагают ориентацию на удовлетворение более сложных образовательных потребностей. Перечень изменений следующий:

  • введение в программу общеобразовательной школы комплексной коррекционно-развивающей работы  (потребность во введении специальных разделов обучения);
  • применение особенных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих доступность образования для детей с ОВЗ и образовательной среды для младшего школьника с ОВЗ (потребность в использовании нестандартных средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучении);
  • более выраженную индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом состояния и особенностей развития познавательных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья (потребность в продолжительном обучении вплоть до выхода за рамки школьного возраста);
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды (потребность в более сложном структурировании образовательного пространства и более дробной временной организации);
  • организацию работы по социализации младших школьников с ОВЗ с применением методов дополнительного и специального образования, соответствующих потребностям и интересам детей, обеспечивающих рост в личностном плане (потребность в максимальном расширении образовательного пространства);
  • определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе и нового характера их сотрудничества между собой (потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей, во включении родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации и их особая подготовка силами экспертов).

Адаптивная образовательная среда для младших школьников с ОВЗ

Успешная реализация ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ невозможна без организации высокоадаптивной развивающей образовательной среды. Адаптивная образовательная среда для ребенка с отклонениями в развитии должна обладать следующими признаками:

  • в первую очередь комфортность и безопасность, предполагающие проставление позитивных оценок, терпение и мягкость в отношениях, нетребовательность, ориентацию на детей, техническая укомплектованность всех сфер жизни младшего школьника с ОВЗ с учетом имеющегося у него дефекта;
  • насыщенность образовательной среды адаптивными педагогическими технологиями, чтобы ребенок мог выбрать то, что его мотивирует и стимулирует его деятельность в процессе продвижения по своей учебной траектории;
  • ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, опыт взаимодействия с взрослыми и ровесниками, опыт информационного общения, то есть среда должна быть изменчивой, диалогичной, предполагать различные вариации. Кроме того, ребенок непременно должен попадать в ситуацию успеха;
  • когерентность, т. е. обеспечение возможности каждому ученику и воспитаннику выбирать себе занятие по интересу, то есть духовно и культурно насыщенной.

В ходе разработки адаптивной образовательной среды в общеобразовательной организации должен быть создан некий комплекс условий. В связи с этим необходимо информационное, нормативное, финансово-экономическое, материально-техническое, организационное и кадровое обеспечение реализации адаптированной основной образовательной программы (далее – АООП) начального общего образования. Наличие АООП является непременным для массовых (неспециализированных) школ, реализующих ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ.

Нормативное обеспечение ФГОС для младших школьников с ОВЗ

Нормативное обеспечения введения ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ включает:

  • протокол решения коллегиального органа управления ОО о реализации АООП начального общего образования;
  • приказ «О создании рабочей группы по организационно-методическому обеспечению введения ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;
  • план-график (дорожная карта) введения ФГОС для обучающихся детей с отклонениями по здоровью;
  • АООП и приказ о ее утверждении;
  • рабочие программы по учебным предметам, входящим в учебный план АООП;
  • примерных программ по отдельным предметам вариативной части базисного учебного плана.
  • модель договора между родителями и ОО, закрепляющего права и обязанности всех участников образовательных отношений условиях внедрения ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;
  • рабочие программы курсов внеурочной деятельности согласно плану внеурочной деятельности АООП;
  • перечень учебных пособий, тренажеров, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно п. 28 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» АООП – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Организационно-управленческие меры в рамках подготовки к введению ФГОС для младших школьников с ОВЗ

Введение ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ предполагает заключение с преподавательским составом дополнительных соглашений к трудовому договору, привлечение дополнительных средств из внебюджетных источников, создание и коррекцию программ образования для школы. 

Необходима координация деятельности субъектов образовательных отношений и организационных структур ОО; разработка тактики взаимодействия между ОО и учреждениями дополнительного образования, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности младших школьников с ОВЗ.

Должна быть четко налажена методическая работа и предприняты меры к привлечению органов государственно-общественного управления ОО к разработке АООП.

Кадровое обеспечение введения ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ будет включать:

  • создание либо корректировка плана-графика повышения квалификации учителей, в том числе руководящих сотрудников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;
  • подготовку плана повышения квалификации внутри школы по проблемам введения ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;
  • приведение в соответствие с требованиями ФГОС новых тарифно-квалификационных характеристик должностных инструкций сотрудников ОО.

Несмотря на то, что проблемы перехода общеобразовательной школы к инклюзивной организации достаточно проработаны на методологическом уровне, его практические аспекты на данный момент находятся в стадии апробации и проектирования. Предстоит высокоактивное распространение управленческого опыта по созданию единой системы условий организации адаптивной образовательной среды и социальной адаптации младшего школьника с ОВЗ с учетом его особенностей и  возможностей.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль