Программа реализации внеурочной деятельности и её отличительные особенности

387

Рабочая программа реализации внеурочной деятельности, в отличие от дополнительной общеобразовательной, не является самостоятельной и входит в состав основной. Но в то же время она равноправна по отношению ко всем другим рабочим программам по различным предметам (физика, химия, математика, русский язык и т.д.), поэтому нельзя сказать, что они важнее или главнее по каким-то позициям. Все находятся абсолютно на одной линии и не имеют никакой градации.

Структура курса внеурочной деятельности пока не была разработана, то есть она ещё не установлена каким-либо федеральным государственным стандартом, поэтому её создают по схеме, которая рекомендована текстом стандарта любой рабочей программы. Многие педагогические работники часто путают или просто сравнивают программу реализации внеурочной деятельности с дополнительной общеобразовательной, в которой структура уже разработана и состоит из следующих компонентов:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • учебно-тематический план;
  • содержание учебно-тематического плана;
  • форма аттестации;
  • организационно-педагогические условия реализации;
  • различные приложения.

Данная структура существенно отличается от структуры, установленной федеральными государственными стандартами для основных видов деятельности.

В недавно вышедшем стандарте среднего общего образования содержится специальная позиция: "Программа реализации внеурочной деятельности должна содержать пояснительную записку (в которой конкретизируются общие цели среднего общего образования с учётом специфики курса), общую характеристику, личностные и метапредметные результаты освоения учебного материала, содержание курса, тематическое планирование с определением основных направлений и описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.”

А в декабре, практически перед Новым годом, также вышли изменения в стандарты основного и начального общего образования. Эти изменения содержат пояснения по разработке рабочих программ реализации внеурочной деятельности, в структуре которых должны быть учтены три позиции:

  • результаты освоения курса;
  • содержание программы;
  • тематическое планирование.

Сравнение программ реализации внеурочной деятельности и дополнительного образования

Результат в дополнительном образовании определяется задачами и целями программы, которые прописывает сам педагог. Но концепция развития ориентирует на новый подход к определению результатов, что значительно сближает программы дополнительного образования с программами реализации внеурочной деятельности. Например, и те, и другие должны предусматривать выход на личностные и метапредметные результаты освоения учебного материала.

Важно понимать, что курсы внеурочной деятельности школы могут разрабатывать на основе примеров. А в дополнительном образовании подобных шаблонов нет, поэтому разработкой и утверждением занимается непосредственно образовательная организация. И тут тоже схожая ситуация, ведь разработка и утверждение рабочей программы реализации внеурочной деятельности также является исключительным правом учебного учреждения. Отличие только в том, что она является лишь составной частью основной программы.

Важно отметить, что федеральные государственные образовательные стандарты допускают использование во внеурочной деятельности дополнительных общеразвивающих программ, то есть это входит в компетенцию учебного учреждения. Организация самостоятельно решает, как организовать образовательный процесс и каким образом включать различные виды деятельности в часть, формируемую непосредственно участниками этого процесса.

Дополнительные общеобразовательные и рабочие программы реализации внеурочной деятельности отличаются по кадровому обеспечению. В первом случае предполагается, что разработкой будет занимать педагогический работник дополнительного образования, который уже в скором времени сможет руководствоваться специальным профессиональным стандартом – крайне сложным документом, который предъявляет достаточно серьёзные требования к подготовке и квалификации. Кроме педагога, в процессе разработки и реализации могут участвовать и другие специалисты (концертмейстеры, художники-оформители, лаборанты и т.д.).

Что касается программы реализации внеурочной деятельности, то здесь всё осуществляется в порядке, установленном законодательством. Педагогические работники привлекаются к разработке на основании академических прав и должностных обязанностей. То есть любые специалисты, работающие в школе, могут быть привлечены к организации такой деятельности. Это могу быть и заместители директора, и классные руководители, и педагоги дополнительного образования, и учителя-предметники, и воспитатели группы продлённого дня, и психологи, и логопеды. Но важно учитывать тот факт, что внеурочная деятельность должна входить в основную образовательную программу и работать на достижение её результатов.

В финансировании дополнительных общеобразовательных и рабочих программ реализации внеурочной деятельности также имеются отличия. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дополнительного образования исключительно в пределах освоения основной образовательной программы. То есть, если его ресурсы используются школьной администрацией в качестве программ внеурочной деятельности, то они могут быть бесплатны. В любых других случаях бесплатность дополнительного образования не гарантируется ни конституцией, ни законом. И так как рабочие программы внеурочной деятельности являются составной частью федерального государственного стандарта, то их бесплатность гарантируется в полном объеме. То есть за часы, предусмотренные данным стандартом, нельзя брать оплату с обучающихся.

Таким образом, зная о всех сходствах и отличиях между дополнительными общеобразовательными и рабочими программами реализации внеурочной деятельности, о особенностях разработки, целях и задачах, педагогические работники могут полноценно использовать их ресурсы и возможности, улучшив качество образовательного процесса и собственную эффективность в рамках организации. Также это значительно понизит вероятность совершения ошибок в документах педагога, позволяет более эффективно осуществлять проектирование рабочей программы школы.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль