Контентная фильтрация в образовательном учреждении: как и кто контролирует

136

Под контентной фильтрацией в образовательном учреждении понимается ограничение доступа обучающихся к информации, поступающей на компьютеры и которая не совместима с задачами образования и воспитания.

Обеспечение информационной безопасности, организация контентной фильтрации — это не право, а обязанность образовательного учреждения. Ее наличие и эффективность регулярно проверяются специалистами управления образования и представителями прокуратуры. По результатам контроля составляются акты проверки контентной фильтрации. Рассмотрим нормативные документы, в соответствии с которыми проводятся такие проверки. На какие требования законодательства следует обратить внимание?

Как контролировать контентную фильтрацию образовательного учреждения?

Руководитель образовательного учреждения должен самостоятельно организовывать проверки работы программ контентной фильтрации на всех компьютерах, а также на других аналогичных устройствах. В комиссию по проверке могут входить представители администрации, члены совета учреждения по вопросам регламентации доступа к информации в сети интернет. Результаты таких проверок необходимо заносить в журнал контроля контентной фильтрации в образовательном учреждении.

Необходимо подчеркнуть, что в Правилах подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет указано, что образовательные учреждения могут скачивать средства контентной фильтрации (СКФ) с сайтов, которые рекомендованы правилами и письмами Минобрнауки, либо пользоваться любыми СКФ, которые приобрели самостоятельно.

Как показал анализ проверок органов государственной власти, в частности, прокуратуры, нарушений в этой части очень много. Непонятных нормативно-правовых пробелов также достаточно много.

В статье 28 закона «Об образовании» определена ответственность образовательного учреждения по созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся и обеспечению их здоровья. 

Под требования данной статьи подпадает и ответственность образовательного учреждения за безопасный образовательный контент, контентную фильтрацию при условии реализации обучения с помощью информационных технологий, в том числе с помощью ресурсов интернет. На регулирование в этом направлении направлен в том числе известный всем педагогам Федеральный закон от 29 декабря 2010 года 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

На эти законы нужно обратить особое внимание, потому что по сути все, что касается проверок деятельности образовательных организаций, основано, в первую очередь, на них.

На первый взгляд, образовательных учреждений, в общем-то, не касаются какие-то конкретные требования исполнения закона «О защите детей от информации» № 436-ФЗ. Однако обращаем ваше внимание на то, что существует статья 6.17 часть 2 КоАП РФ, которая предусматривает наложение штрафа на юридических лиц от 20 тысяч до 50 тысяч рублей за неприменение в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Существует юридическое мнение о том, что закон «О защите детей от информации» № 436-ФЗ был направлен исключительно на регулирование правоотношений в сфере тех мест, открытых для доступа к информации в сети интернет детей, таких как коммерческие организации, предоставляющих услуги по доступу к сети интернет, территории мест общественного пользования и так далее. И прямой ответственности именно для образовательных учреждений по данному закону не предусмотрено.

Однако, конечно же, необходимо исходить из практической деятельности прокуратуры, которая проводит проверки в этой части. Мнение органов прокуратуры однозначно по этому поводу: школа обязана обеспечивать фильтрацию контента в образовательном учреждении. Причем такая позиция подтверждается нормами закона «О защите детей от информации, причиняющей вред» и ФЗ «Об образовании» (ст. 28). По всем проверкам прокуратуры деятельности образовательных организаций, в т.ч. детских садов, чаще всего используются эти законы.

Кто контролирует соблюдение требований закона «О защите детей от информации»?

Функциями надзора исполнения закона «О защите детей от информации» № 436-ФЗ, в первую очередь, наделен Роскомнадзор, который контролирует исполнение требований законодательства в части производства и выпуска средств массовой информации, распространения информации в том числе посредством сети интернет.

Согласно закона «О защите детей от информации» также Роспотребнадзор обязан контролировать соблюдение требований в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации, а также размещения в соответствии с указанными сведениями и знаками информационной продукции.

В сфере защиты детей от информации, причиняющей им вред, может осуществляться общественный контроль общественными объединениями и гражданами, в том числе посредством создания "горячих линий".

Хотелось бы напомнить, что руководитель при соблюдении закона «О защите детей от информации» должен держать в голове главный принцип деятельности – что информационные технологии несут с собой не только благо, и сейчас многие сталкиваются с этим. Родители, в частности, предъявляют много претензий, в том числе и к школе, по тому, насколько негативное влияние оказывает на детей среда интернет. Информационные технологии, так же как любой инструментарий, может быть как благом, так и приносить вред.

______________________

Федеральный закон «Об образовании». Статья 28

Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). Статья 6.17.

Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, реализованной Министерством образования и науки Российской Федерации (утв. Минобрнауки России 11.05.2011 N АФ-12/07вн)

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль