Формирование экологической культуры и здорового образа жизни обучающихся

143

Согласно требованиям ФГОС НО программа формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, которые формируют сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Под культурой безопасности жизнедеятельности понимают способ организации жизни и деятельности человека, представленный комплексом социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

• Закон РФ «Об образовании»;
• ФГОС начального общего образования;
• «СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9;
• Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
• Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
• О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999); • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
• Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
• приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22 сентября 2011 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, учреждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373.
• Концепция УМК «Школа России».

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования строится с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
• факторы риска, имеющиеся в образовательных учреждениях, ведущие к дальнейшему ухудшению здоровья обучающихся от первого к последнему году обучения;
• чувствительность детей и подростков к воздействиям при одновременной инертности к ним по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
• активно формирующиеся у младшего школьника комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
• особенности отношения младших школьников к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью предвидеть последствия своего отношения к здоровью.

Задачи формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся:

• сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически правильного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
• развивать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
• развивать представление об основных компонентах культуры здоровья и ЗОЖ;
• формировать установки на систематические занятия физкультурой и спортом, готовность к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе понимания собственных возможностей;
• формировать представление о правильном питании, его режиме, составе, полезных продуктах;
• сформировать представление об оптимальном режиме дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
• развивать навыки позитивного общения;
• сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
• сформировать навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющие в дальнейшем предупредить вредные привычки;
• сформировать у обучающихся представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, расширить знания о правилах ЗОЖ, стремление воспитать у себя готовность соблюдать эти правила; • сформировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
• способствовать осознанию обучающимися ценностей экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
• научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, не нарушать экологического равновесия в природе;
• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска: сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п., о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
• дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).

Исходя из этих и им подобных задач, которые сегодня являются понятными для общества в целом, разработана программа формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся, целью которой является сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, формирование основ экологической культуры через внедрение в педагогическую практику на начальной ступени образования инновационных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих педагогических технологий, а также технологий развития экологической компетентности младших школьников.

Задачи программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся

• описать структуру системной работы по реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе;
• рассмотреть систему гигиенических требований к условиям реализации государственных образовательных стандартов второго поколения;
• систематизировать методы и приемы рациональной организации учебного процесса в начальной школе;
• рассмотреть особенности просветительской работы с родителями по формированию культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся;
• осмыслить возможности использования приобретенных теоретических знаний применительно к своей предметной области.

Планируемые результаты реализации программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся

Реализация Программы рассчитана на весь период обучения в начальной школе и предполагает получение следующих результатов - у обучающихся:

• сформированы представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
• сформированы представления с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью
• сформированы представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни обучающихся;
• сформированы умения и навыки обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
• сформирована потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
• заложены основы компетентности об основах формирования экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
• сформированы умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных ситуациях);
• развит интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
• сформировано ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
• сформированы умения и навыки элементарного опыта природоохранительной деятельности;
• сформированы умения и навыки бережного отношения к растениям и животным

Направления реализации программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся

Программа включает в себя следующие направления:

1.Создание здоровьесберегающей инфраструктуры. В школьном здании созданы необходимые условия для сохранения здоровья обучающихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда всех участников образовательного процесса. В школе работает буфет, позволяющий организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. В школе работают оснащенный спортивный зал, оборудованный необходимым игровым и спортивным инвентарём. Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает учитель физической культуры.

2. Формирования экологической культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России». Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой. Формированию экологической культуры и бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни обучающихся. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе. В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.
Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы.

Система заданий, направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание расширения знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках, и знаменательных датах.

Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении, что важно для формирования экологической культуры. Учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.

Мониторинг реализации программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни

Отслеживание промежуточных результатов реализации Программы предполагает использование технологической карты, в которой отражены оцениваемые критерии, имеющийся на конкретный момент результат и суждение эксперта, оценивающего результативность. 

В общем виде в карте отражаются описанные ниже критерии.
1. Выполнение общих требований к программной документации:

• Целенаправленность: конкретность, измеримость, достижимость, реалистичность целей, ограниченность их достижения во времени
• Ясность: наличие четкого сценария действий
• Выполнимость с точки зрения предполагаемых затрат (сроки выполнения, степень сложности для исполнителей, ресурсная обеспеченность, достаточность предлагаемых действий для достижения поставленных целей)
• Результативность: нацеленность на результат, гарантированность его достижения
• Выполнение требований к структуре программы

2. Комплексность и соответствие основным целям ФГОС:

• Соответствие тематической направленности основных мероприятий программы ключевым положениям и целям ФГОС, основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП)
• Необходимость и степень важности заявленных мероприятий для достижения поставленных целей
• Наличие взаимосвязей между мероприятиями программы, взаимосвязь с другими элементами ООП
• Реализация деятельностного подхода через предлагаемый комплекс мероприятий (субъектность обучающихся; использование различных форм, методов включения обучающихся в разнообразную деятельность)

3. Эффективность обозначенных в программе организационно-педагогических средств достижения поставленных целей

• Формирование экологической культуры представлений об основах на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды
• Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни обучающихся и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения
• Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе
• Формирование установок на использование здорового питания
• Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом
• Соблюдение здоровьесозидающих режимов дня
• Формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания)
• Становление умений противостоять вовлечению в курение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ
• Формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены
• Формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здороьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей
• Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях

В Приложении к статье представлена примерная форма технологической карты для оценки отслеживаемых критериев. В целом последовательная реализация программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся должна принести свои результаты. К окончанию начальной школы согласно ФГОС НО у младшего школьника должны быть сформированы умения, навыки безопасного поведения, отношение к своему здоровью как к самоценности, понимание и стремление к организации собственной физической активности. Программа позволяет это реализовать.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.doc
  • Документ №2.doc

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль