Формирование экологической культуры и здорового образа жизни обучающихся

107

Согласно требованиям ФГОС НО программа формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, которые формируют сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Под культурой безопасности жизнедеятельности понимают способ организации жизни и деятельности человека, представленный комплексом социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

• Закон РФ «Об образовании»;
• ФГОС начального общего образования;
• «СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9;
• Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
• Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
• О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999); • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
• Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
• приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22 сентября 2011 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, учреждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373.
• Концепция УМК «Школа России».

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования строится с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
• факторы риска, имеющиеся в образовательных учреждениях, ведущие к дальнейшему ухудшению здоровья обучающихся от первого к последнему году обучения;
• чувствительность детей и подростков к воздействиям при одновременной инертности к ним по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
• активно формирующиеся у младшего школьника комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
• особенности отношения младших школьников к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью предвидеть последствия своего отношения к здоровью.

Задачи формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся:

• сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически правильного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
• развивать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
• развивать представление об основных компонентах культуры здоровья и ЗОЖ;
• формировать установки на систематические занятия физкультурой и спортом, готовность к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе понимания собственных возможностей;
• формировать представление о правильном питании, его режиме, составе, полезных продуктах;
• сформировать представление об оптимальном режиме дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
• развивать навыки позитивного общения;
• сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
• сформировать навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющие в дальнейшем предупредить вредные привычки;
• сформировать у обучающихся представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, расширить знания о правилах ЗОЖ, стремление воспитать у себя готовность соблюдать эти правила; • сформировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
• способствовать осознанию обучающимися ценностей экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
• научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, не нарушать экологического равновесия в природе;
• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска: сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п., о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
• дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).

Исходя из этих и им подобных задач, которые сегодня являются понятными для общества в целом, разработана программа формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся, целью которой является сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, формирование основ экологической культуры через внедрение в педагогическую практику на начальной ступени образования инновационных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих педагогических технологий, а также технологий развития экологической компетентности младших школьников.

Задачи программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся

• описать структуру системной работы по реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе;
• рассмотреть систему гигиенических требований к условиям реализации государственных образовательных стандартов второго поколения;
• систематизировать методы и приемы рациональной организации учебного процесса в начальной школе;
• рассмотреть особенности просветительской работы с родителями по формированию культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся;
• осмыслить возможности использования приобретенных теоретических знаний применительно к своей предметной области.

Планируемые результаты реализации программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся

Реализация Программы рассчитана на весь период обучения в начальной школе и предполагает получение следующих результатов - у обучающихся:

• сформированы представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
• сформированы представления с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью
• сформированы представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни обучающихся;
• сформированы умения и навыки обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
• сформирована потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
• заложены основы компетентности об основах формирования экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
• сформированы умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных ситуациях);
• развит интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
• сформировано ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
• сформированы умения и навыки элементарного опыта природоохранительной деятельности;
• сформированы умения и навыки бережного отношения к растениям и животным

Направления реализации программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся

Программа включает в себя следующие направления:

1.Создание здоровьесберегающей инфраструктуры. В школьном здании созданы необходимые условия для сохранения здоровья обучающихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда всех участников образовательного процесса. В школе работает буфет, позволяющий организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. В школе работают оснащенный спортивный зал, оборудованный необходимым игровым и спортивным инвентарём. Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает учитель физической культуры.

2. Формирования экологической культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России». Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой. Формированию экологической культуры и бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни обучающихся. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе. В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.
Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы.

Система заданий, направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание расширения знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках, и знаменательных датах.

Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении, что важно для формирования экологической культуры. Учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.

Мониторинг реализации программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни

Отслеживание промежуточных результатов реализации Программы предполагает использование технологической карты, в которой отражены оцениваемые критерии, имеющийся на конкретный момент результат и суждение эксперта, оценивающего результативность. 

В общем виде в карте отражаются описанные ниже критерии.
1. Выполнение общих требований к программной документации:

• Целенаправленность: конкретность, измеримость, достижимость, реалистичность целей, ограниченность их достижения во времени
• Ясность: наличие четкого сценария действий
• Выполнимость с точки зрения предполагаемых затрат (сроки выполнения, степень сложности для исполнителей, ресурсная обеспеченность, достаточность предлагаемых действий для достижения поставленных целей)
• Результативность: нацеленность на результат, гарантированность его достижения
• Выполнение требований к структуре программы

2. Комплексность и соответствие основным целям ФГОС:

• Соответствие тематической направленности основных мероприятий программы ключевым положениям и целям ФГОС, основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП)
• Необходимость и степень важности заявленных мероприятий для достижения поставленных целей
• Наличие взаимосвязей между мероприятиями программы, взаимосвязь с другими элементами ООП
• Реализация деятельностного подхода через предлагаемый комплекс мероприятий (субъектность обучающихся; использование различных форм, методов включения обучающихся в разнообразную деятельность)

3. Эффективность обозначенных в программе организационно-педагогических средств достижения поставленных целей

• Формирование экологической культуры представлений об основах на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды
• Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни обучающихся и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения
• Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе
• Формирование установок на использование здорового питания
• Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом
• Соблюдение здоровьесозидающих режимов дня
• Формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания)
• Становление умений противостоять вовлечению в курение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ
• Формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены
• Формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здороьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей
• Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях

В Приложении к статье представлена примерная форма технологической карты для оценки отслеживаемых критериев. В целом последовательная реализация программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся должна принести свои результаты. К окончанию начальной школы согласно ФГОС НО у младшего школьника должны быть сформированы умения, навыки безопасного поведения, отношение к своему здоровью как к самоценности, понимание и стремление к организации собственной физической активности. Программа позволяет это реализовать.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.doc
  • Документ №2.doc



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль