Мониторинг сформированности УУД в начальной школе: экспертная оценка учителя

387

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности, освоения предметных дисциплин и духовно-нравственного развития.

Сущность понятия УУД - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. Мониторинг развития универсальных учебных действий в начальной школе проводится в течение 4 лет, рекомендован для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе. 

Цели и задачи мониторинга сформированности УУД

Цель мониторинга формирования УУД получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса. 

Задачи мониторинга: 

  • отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе. Три этапа их развития являются одновременно тремя уровнями сформированности УУД у учащихся начальной школы.
  • отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД. 
  • выявление и анализ факторов, способствующих развитию УУД, 
  • апробация технологических карт и методик оценки сформированности УУД; 
  • формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга сформированности УУД на ступени начального образования; 
  • обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС; 
  • разработка и апробация системы критериев и показателей для оценки сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования. 

Периодичность проведения мониторинга сформированности УУД

Мониторинг проводится 3 раза в год, в сентябре – октябре, декабре и в апреле, и позволяет отследить динамику уровня сформированности основных метапредметных УУД. В 1 классе проводится три диагностические процедуры: в сентябре – октябре проводятся методики, позволяющие поставить педагогические задачи на адаптационный период, в декабре проводится проверка предметных знаний и умений по основным предметам и в апреле - первый срез мониторинга. 

На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год. Объекты мониторинга: 

  • УУД младших школьников; 
  • психолого- педагогические условия обучения; 
  • педагогические технологии, используемые в начальной школе. 

Условия реализации программы мониторинга сформированности УУД: банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс. Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса. 

Система критериев и показателей для мониторинга сформированности УУД 

Критериями оценки сформированности УУД у младшеклассников выступают: 

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; 
  • сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития. 

Универсальные учебные действия - в широком значении - умение учиться. В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: 

  1. личностный; 
  2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 
  3. познавательный; 
  4. коммуникативный. 

Прежде чем учителю отбирать содержание образования и конструировать учебный процесс с учетом формирования универсальных учебных действий в начальной школе, необходимо выявить стартовый уровень сформированности УУД у обучающихся. В этих целях разрабатываются планы мониторинга сформированности УУД по всем годам обучения. Как видно, в планах заложена преемственность проводимых методик на каждом этапе обучения. Это позволяет увидеть динамику развития УУД. 

Общий перечень мотивов, характерных для перехода от предшкольного к начальному образованию: 

  • Учебно-познавательные мотивы. 
  • Широкие социальные мотивы (потребность в социально значимой деятельности, мотив долга). 
  • Позиционный мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими. 
  • Внешние мотивы (власть и требования взрослых, утилитарно-прагматическая мотивация и т. д.). 
  • Игровой мотив. 
  • Мотив получения высокой оценки. 

При неадекватности мотивов учения можно прогнозировать низкую/относительно низкую успеваемость. Создается замкнутый круг — мотивационная незрелость препятствует формированию учебной деятельности и провоцирует низкую успешность обучения, а несформированность учебной деятельности и систематический неуспех ребенка приводит к дальнейшему снижению мотивации. Если доминирует мотив получения хороших оценок, то это приводит к таким нарушениям школьной системы требований, как списывание и подделывание отметок в дневнике и в тетради.

Наиболее показательна в контексте смысловой ориентации школьника мотивация учения. Применительно к начальной школе выделяют две группы мотивов: 

  • мотивы (учебные и познавательные). 
  • мотивы (социальные, позиционные, в том числе статусные, узколичные). 

Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий. Содержание и формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества являются ключевым фактором, определяющим мотивационный профиль учащихся. Адекватной системой мотивов для начальной школы следует признать сочетание познавательных, учебных, социальных мотивов и мотивации достижения. 

Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе требует от учителя организации следующих условий: 

  • создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе; 
  • формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью); 
  • обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений; - организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества. В предлагаемой концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. 

Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие показатели оценки сформированности УУД: 

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; 
  • умение сохранять заданную цель; 
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; 
  • умение контролировать свою деятельность по результату; 
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. 

Выделяют следующие критерии оценки сформированности УУД: 

  • принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней); 
  • план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями; 
  • контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений); 
  • оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче);
  • мера разделенности действия (совместное или разделенное); 
  • темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности. 

В начальной школе выделяют следующие регулятивные УД, отражающие содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста: 

1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): 

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; 
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность; 
  • преодоление импульсивности, непроизвольности; 
  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; 
  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки; 
  • умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; 
  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. 

2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей: 

  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
  • готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания); 
  • формирование основ оптимистического восприятия мира. 

Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения: выбирать средства для организации своего поведения; помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели. 

В учебной деятельности выделяют следующие уровни сформированности УД: 

  1. Отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности. Поведенческими индикаторами здесь являются выполнение учеником лишь отдельных операций, отсутствие планирования и контроля; копирование действий учителя, подмена учебной задачи задачей буквального заучивания и воспроизведения. 
  2. Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем. Ученику необходимы разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, самостоятельное выполнение действий возможно только по уже усвоенному алгоритму. 
  3. Неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач. 
  4. Адекватный перенос учебных действий в сотрудничестве с учителем.

Предложенная диагностическая система объединяет характеристики собственно учебной деятельности, личностных и регулятивных универсальных действий и их свойств, что позволяет рассматривать ее как основу разработки критериев и методов оценки сформированности УУД. Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательныеУУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. 

Общеучебные универсальные действия: 

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; 
  • знаково-символические моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; 
  • умение структурировать знания; 
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; 
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; 
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия: 

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов; 
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; • подведение под понятия, выведение следствий; 
  • установление причинно-следственных связей; 
  • построение логической цепи рассуждений; 
  • доказательство; 
  • выдвижение гипотез и их обоснование. 

Постановка и решение проблемы: 

  • формулирование проблемы; 
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 

Одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций, умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии. 

Все эти параметры отслеживаются в ходе выполнения учащимися комплексных итоговых работ и вносятся в сводную таблицу. В целом данная система показателей позволяет учителю не только отслеживать процесс достижения каждым учеником метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса Данные мониторинга сформированности УУД помогут оценить успешность работы за прошедший период и поставить задачи работы с учащимися на предстоящий год. 

Таким образом, ежегодный мониторинг сформированности УУД помогает строить целенаправленную и эффективную работу по достижению качества образования для каждого ребенка. Профессиональные навыки работы с мониторингом – это развитие самого педагога, его мастерства.

В Приложении представлен образец сводной таблицы для оценки сформированности УУД у младших школьников. При необходимости ее можно расширить и дополнить.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль