Диагностика формирования читательской грамотности учащихся с помощью таблицы

140

Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным стандартом является смысловое чтение (п. 10 р. II "Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования" ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897).  Уровень овладения смысловым чтением оценивается по показателям читательской грамотности учащихся

Основные требования к работе по формированию читательской грамотности учащихся приведены в "Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения". В соответствии с данной программой ученики должны овладеть чтением, чтобы в дальнейшем осуществлять свои планы по продолжению образования и самообразованию. Также формирование читательской грамотности учащихся способствует осознанному планированию своего актуального и перспективного круга чтения и подготовке к трудовой и социальной деятельности.

Для того чтобы сформировать у учащихся необходимый уровень читательской компетенции, учитель может использовать несколько способов. Для формирования читательской грамотности учащихся сегодня существуют стратегии работы с текстом, техники активно-продуктивного чтения и алгоритмы работы с несплошными тектами. На формирование читательской грамотности учащихся также положительно влияют система уровневых заданий для работы с текстом и уровневые задания для обучения учащихся формулировке вопроса. Не менее действенной  в формировании читательской грамотности учащихся является использование таблицы оценки умений обучающихся формулировать вопрос или задание к тексту. 

Оценка формирования читательской грамотности учащихся

Работа с текстом в соответствии с таблицей оценки умений учащихся формулировать вопрос или задание к тексту следует разделить на три уровня. У каждого уровня в зависимости от степени сложности указаны свои цели заданий. Данную таблицу следует рассматривать как часть методических рекомендаций по оценке формирования читательской грамотности учащихся. Рекомендации предназначены для педагогов, которые задействованы в работе над формированием читательской грамотности младших учащихся, и призваны оказать помощь в диагностике показателей достижения результатов учащихся.

Первый уровень формирования читательской грамотности учащихся предлагает оценку следующих умений:

  • определение основной темы текста;
  • определение учащимися основной речевой задачи текста;
  • нахождение учащимися информации и фактов, заданных в тексте в явном виде.

Второй уровень формирования читательской грамотности учащихся включает в себя:

  • нахождение учащимися информации, фактов, заданных в тексте в неявном виде;
  • формулировку учащимися простых выводов на основе текста;
  • составление учащимися простого плана текста, понимание соотношений частей текста.

Третий уровень формирования читательской грамотности учащихся включает в себя следующие умения:

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой;
  • обоснованно высказывать суждения и находить примеры, которые доказывают приведенное утверждение,
  • выстраивать самостоятельное высказывание-рассуждение;
  • обосновывать высказанное суждение;
  • самостоятельно подбирать аргументы для обоснования своей позиции.

Во время работы с таблицей учителю необходимо оценить результаты выполнения работы учащимися по трёхбалльной шкале. Таблица рассчитана на оценку достижений  в овладении читательской грамотностью несколькими учащимися. 

Вложенные файлы

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль