Основные направления в современном исследовании PISA

73

Уникальное международное исследование PISA, измеряющее функциональную грамотность, то есть способность применять знания, имеет отличительные характеристики даже по своей номенклатуре.

Характеристики оценочных заданий по исследованию  PISA

Это типы знаний, по которым выполняются измерения:

  • содержательное – непосредственно по предмету;
  • процессуальное – знание о проведении каких-то исследований;
  • методологическое – наиболее серьезное, знание о познаниях, о происходящем, о том, как познается мир, как принимаются ответственные решения в связи с новыми открытиями.

При этом в инструментарии международного исследования PISA присутствует достаточное количество заданий по всем этим категориям.

Следующее понятие – компетенции (естественнонаучные) – научные объяснения явлений и так далее.

Контекст – очень серьезная характеристика заданий. Это не просто конкретное вычисление, а контекст, реальная ситуация для понимания детьми, зачем они учатся, и как эти знания применить. И новое в исследовании PISA – контекст связанный со здоровьем и с природными ресурсами, с окружающей средой, с опасностями и рисками, наука, видите, личные, местные, национальные и глобальные технологии. Вот столько разных контекстов.

Появляется понятие «когнитивный уровень» и ставится серьезно вопрос об измерении этого когнитивного уровня выполнения заданий на бумаге или компьютере. И в компьютере тоже могут быть стандартные и интерактивные задания, и форма заданий, которую мы зададим.

Международное исследование PISA: оценка математической грамотности

Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять, интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

Она включает:

  • математические рассуждения;
  • использование понятий, процедур, фактов и инструментов.

Следует обратить внимание! Ни одно определение просто так не дает понятия, что есть математическая  грамотность, но обязательно добавляется, для чего это нужно, чтобы описать, объяснить, зачем нужно быть математически грамотным. Чтобы предсказать явления. Это помогает людям понять роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения. Вот такое определение, которое отражается во всем инструментарии, разработанном в исследовании PISA.

Именно математическая грамотность доминировала в 2012 году. В дальнейшем определение отражается в инструментах, в измерениях, в тех заданиях, которые даются детям в рамках исследования PISA. Математическая грамотность – это, прежде всего, способность. Именно это определение сохранено в российских стандартах – начальной, основной и старшей школы. Именно «способность» используется для итоговой оценки – выносится или учитывается способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Это самое главное, на что ориентируются сейчас новые системы оценки.

В качестве модели дается проблема реальной жизни. Эту модель – эту проблему следует понять. Как говорят психологи, дальше понять, вычленить и переформулировать ее на языке математики.

Представляя результаты международного исследования PISA, психологи комментируют: ребенку в исследовании PISA сложно понять, «из какого кармана какие знания взять». Вот это очень серьезно. Перевести реальную проблему жизни на то, что ты знаешь, и понять, что здесь тебе нужна математика, а здесь – физика, а здесь – химия.

В исследовании PISA эти проблемы не разделены: вот тест по математике, а это тест по другому предмету. Они идут вперемешку, кластерами. Решить проблему следует математическими средствами – перенести ситуацию, а затем вернуть ее. То есть математически решить и вернуть ее в конкретную ситуацию.

Исследовании PISA: оценка естественнонаучной грамотности

В оценке естественнонаучной грамотности используется модель 2006 года, которая остается приоритетной в 2015 году. Есть контекст, есть компетенции, есть знания – все, о чем мы говорили.

Есть естественнонаучные знания, есть знания о науке, о методах. Причем 40 % в тесте – знания о науке. Добавляется очень важный блок с отношениями. Как ребенок относится к процессу. Отчасти – с открытостью к новым знаниям или к пониманию того, зачем тебе нужно естествознание.

Оценочные задания в исследовании PISA

В исследовании PISA – несколько примеров заданий. Чем они интересны? Там используется разный визуальный ряд (в том числе, комиксы), и нужно рассказать на основе комиксов - о чем процесс говорит. И главное – пересказать и рассказать для человека, который не учился в школе и не знает, как, например, образуется азот. Этот пример, для понимания немножко иного контекста задания, для понимания отличий международного исследования PISA.

Все задания идут группами. Дается некоторое введение в проблему. А дальше – серия задач: простые задачки с выбором ответа, с открытым ответом, описание какого-то опыта в эксперименте.

Что демонстрируют эти задания на отношения? Только около 20% детей готовы изучать любые абстрактные теории, какие-то обобщенные абстрактные темы. Половина детей готовы учиться, и их будет интересовать то, что, в общем-то, от чего зависит и их жизнь, и жизнь ближайшего окружения. Но еще там процентов 50, 30 интересует только то, что касается лично меня.

С точки зрения исследования PISA посмотрим на наши учебники. Они становятся лучше. Но все равно они написаны в основном для тех 20%, которые готовы учиться и без учителя. Поэтому часто приходится пересказывать детям или по-другому давать учебник. Вот почему актуален тезис – «управление качеством по результатам». Результаты, связанные с оценкой отношений, показывают, что серьезно нужно перестраивать и систему учебников, и дидактических материалов.

Исследование PISA по естествознанию

Исследование PISA по естествознанию2015 года можно показать на нескольких примерах.

Примеры компьютерные: обычное стандартное задание – дается конкретная ситуация (о различных видах топлива) и даются типичные задания с выбором ответа, с краткими ответами. Второй тип заданий в составе исследования PISA – интерактивные задания: ребенку предлагают провести эксперимент на компьютерную симуляцию о том, как, например, изменится форма линз, если увеличивается количество жидкости в этих линзах. Затем предлагается исследовать глаза разных людей с нормальным, дальнозорким или близоруким зрением. То есть провести некоторый эксперимент (в этом интерактивность).

То есть инструмент исследования PISA работает таким образом, что ребенку предлагается провести симуляцию. Если он ее не проводит, дальше в автоматическом режиме появляются подсказки и его как бы настраивают на то, что нужно выполнить дальше, как еще можно выполнить, с тем чтобы все-таки каждый имел возможность проявить себя.

Задания в исследовании PISA, основанные на разных моделях поведения

Группа заданий, разработка которых основана на моделях различного поведения. Совместное решение проблем, которые выстроены в исследовании PISA на двух компетенциях:

  • компетенция совместного взаимодействия, работы в группе;
  • компетенция решения проблем.

Здесь четко описано, что входит в эти компетенции, и разработана матрица для разработки заданий. Каждый из перечисленных компонентов этих компетенций на пересечении дает какой-то ориентир, например: реализация плана или определение описания задач, которые должны быть выполнены, или определение перспектив и возможностей члена группы.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль