text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Классификация, регламент и содержание дополнительных образовательных программ

  • 5 сентября 2016
  • 120

Законом предусмотрены только дополнительные и основные образовательные программы, а про другие их разновидности ничего не сказано. Учебные и рабочие программы нигде не упоминаются, поэтому важно понимать, что по факту они не являются образовательными. Законодательно закреплён регламент и требования к дополнительным образовательным программам и их содержанию . Выделяются две группы:

Обычным педагогам следует углубленно ознакомиться именно с особенностями общеразвивающих программ, потому что предпрофессиональные рассчитаны на совершенно иные, более серьёзные задачи.

Требования к содержанию дополнительных образовательных программ

Главная структурная единица в новом законе – образовательная программа. Но, в отличие от основной, содержание дополнительной образовательной программы определяется самой организацией. В целом, содержание образования – это система научных знаний, умений, навыков, мировоззренческих, нравственных и эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта. Что касается непосредственно дополнительного образования, то всё, что есть в нашем мире, любой объект живой и неживой природы может стать его содержанием. И стандарты ничего не ограничивают в данной сфере.

Содержание дополнительных образовательных программ реализуется по шести направленностям, которые обозначены специальными государственными документами:

  • социально-педагогическая;
  • туристско-краеведческая;
  • физкультурно-спортивная;
  • естественно-научная;
  • техническая;
  • художественная.

Каждая из них может быть представлена многообразным содержанием дополнительных общеобразовательных программ, которые необходимо разрабатывать в соответствии с конкретной направленностью. Выбирает и обозначает её непосредственно автор, то есть педагог.

Но в законах есть определённые противоречия. Например, порядок 1008-й содержит шесть направленностей, а санитарные правила, утверждённые позже, в 2014 году, содержат ещё две: военно-патриотическую и культурологическую. Юристы комментируют это с позиции того, что в конце перечня стоит точка, поэтому при выборе направленности содержания дополнительных образовательных программ необходимо учитывать только тот список, который имеется в основном законе на данный момент.

Ориентиры содержания дополнительных образовательных программ

Законодательно закреплены целевые ориентиры содержания дополнительного образования, то есть то, на что оно направлено и что обеспечивает. Стоит отметить, что эти позиции находят развитие в других нормативных документах, но они лишь развивают и уточняют целевые ориентиры, установленные для содержания дополнительных образовательных программ именно на законодательном уровне.

Термин и понятие "дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа" также закреплен законодательно, но его содержание не представлено. То есть прямого определения в законе не содержится, но исходя из основного понятия "дополнительное образование" и его целевых характеристик, обобщив, можно немного раскрыть данный термин. Дополнительная общеобразовательная программа - программа, которая реализуется за пределами основного образования и направлена на решение задач общего развития, формирования культуры личности и её адаптации к жизни в обществе, а также создания основы для осознанного профессионального выбора.

И главная характеристика в этом понятии – общее развитие. Потому что именно эта позиция имеет решающее значение как для определения содержания дополнительной образовательной программы, так и для формулировки её основной цели. То есть общее развитие подразумевает расширение кругозора, оно облегчает адаптацию человека, знакомит с новыми знаниями и ориентирует на определённые компетенции. Такой взгляд крайне близок к идеологии современных образовательных стандартов. И здесь появляется своеобразное пересечение дополнительного и общего образования, которое демонстрирует, как первое может влиять на результаты второго, развивая личностные и метапредметные показатели.

Стоит отметить, что дополнительные общеразвивающие программы для детей не выделяют каких-либо приоритетов и многообразных способностей, способствующих развитию личности, а только учат всему понемногу. Это их главная задача и данный факт стоит учитывать при разработке дополнительных общеразвивающих программ. То есть в отличие от предпрофессиональных, общеразвивающие программы не ориентируют на подготовку, например, деятелей культуры и искусства.

Содержание образования – это система научных знаний, умений, навыков, мировоззренческих, нравственных и эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта. Что касается непосредственно содержания дополнительных образовательных программ, то всё, что есть в нашем мире, любой объект живой и неживой природы может в него входить, так как в данной сфере не существует каких-либо ограничивающих стандартов.

Дополнительная общеобразовательная программа направлена на решение задач общего развития, формирования культуры личности и её адаптации к жизни в обществе, а также создания основы для осознанного профессионального выбора. Общее развитие подразумевает расширение кругозора, облегчает адаптацию человека, знакомит его с новыми знаниями и ориентирует на определённые компетенции. То есть данный подход очень близок к идеологии современных образовательных стандартов.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.