Оценка качества образования в условиях ФГОС: критерии и составляющие

2728

Скачать книгу «Оценка качества образования» в формате pdf >>>

Федеральная служба педагогических измерений объединяет всем известные федеральные комиссии разработчиков ЕГЭ и ОГЭ по всем предметам. В педагогических измерениях существуют две составляющие: тестологи и авторы заданий. Используются соответствующие подходы и критерии оценки качества образования. В частности, разработка инструментария и измерителей.

Конечно, очень хорошо иметь стандартизированные инструментарии, которые могут использоваться на всю страну. Но это дело долгое, дорогостоящее и сложное. Нельзя дожидаться получения идеального инструментария. Надо делать так, чтобы учителя понимали, что именно они измеряют, и могли бы применять это на уроках.

Поэтому рассмотрим тему вот с этих позиций. Можно брать всякие готовые измерители, различные демоверсии, и просто вносить в свой предмет на уровне отдельных новых заданий, а в сознании постепенно приближаться к оценке качества образования условиях ФГОС.

Оценка качества образования условиях ФГОС

Что касается ФГОС, все читали примерную основную программу, знают тот документ, который был сделан под требования к системе оценки. И вот эти три подхода – действительно камень преткновения, это основное и самое сложное, что нужно сделать в процессе. Причем нельзя сегодня жить по-старому, а с завтрашнего дня начать жить по-новому. Так не бывает просто в принципе.

В данном случае серьезной проблемой становится соотнесение критериев оценки качества образования и процедур оценки – внешней и внутренней. Действительно широкими шагами развивается оценка внешняя:

  • государственная итоговая аттестация;
  • независимая оценка в рамках международных исследований;
  • отечественные организации, которые выполняют независимую внешнюю оценку.

Есть регионы, которые включаются в те же международные группы. К этому – большое количество различных мониторинговых исследований, которые делаются на региональном уровне. Все это попадает в публичную плоскость.

Соотношение критериев оценки качества образования

Основной проблемой является корреляция этой внешней оценки с внутренней. На учителя валится безумное количество материалов. Но самое плохое в данной ситуации – брать все, что предлагает внешнее оценивание, и пытаться внедрить у себя без осмысления. Внутренний мониторинг, внутренняя оценка должна быть очень взвешенной и неторопливой – лучше медленнее и качественнее проходить все этапы анализа.

Что касается предметных и метапредметных результатов с точки зрения методики оценки качества образования в условиях ФГОС, то есть на что ориентироваться. Системно-деятельностный подход позволяет определять способность учащихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи. Это самое глобальное изменение во ФГОС должен осознать каждый учитель. Меняется предмет оценки – способность к решению учебных задач.

Теперь стало привычным понятие кодификатора. Чем обеспечивается валидность инструментария и критериев оценки качества образования – что должны показывать наши ЕГЭ или ОГЭ? То, что мы гарантируем – если ребенок написал на этот минимальный балл, значит, он знает наиболее значимые элементы содержания по основным разделам школьного курса такого-то предмета.

Теперь все выполняется по-другому. В этом случае следует говорить о том, что ребенок освоил наиболее важные группы планируемых результатов.

Планируемые результаты как критерий оценки качества образования

Соответственно, первая часть кодификатора – планируемые результаты. У нас есть требования к оценке качества образования в условиях ФГОС по предметам – от четырех до восьми пунктов. И есть итоговые планируемые результаты – в примерной основной программе. Сейчас они прописаны на конец четвертого, на конец девятого и на конец одиннадцатого классов. И никто не определит, что должен уметь делать ребенок на данный момент, а что – на конец классов шестого или седьмого. Это результаты промежуточные. И все это остается пока, поскольку школы сами пишут образовательную программу, сами планируют эти промежуточные результаты.

Понятно возмущение учебниками. Пока не существует учебника или методички, где бы внятно были прописаны кодификаторы в качестве нормальных промежуточных планируемых результатов и критериев оценки качества образования. И если учителя возьмут хотя бы эти итоговые планируемые результаты и будут для себя примерно представлять, как они их там продвигают по классам, это уже будет огромный шаг вперед. Главное, чтобы они их осознали.

Требовать сейчас грамотного расписывания одних в ваших образовательных программах промежуточных планируемых результатов – это, конечно, подвиг. Для него никакой высшей квалификационной категории не позволят.

Далее должна пройти процедура оценки планируемых результатов по ФГОС. И уже на базе этого создаются модели заданий. Еще важен момент – функция оценки качества образования в условиях ФГОС. Если сейчас посмотреть на ЕГЭ и ОГЭ, мы можем писать в методических рекомендациях, что если не усвоен такой-то элемент содержания, значит, у нас плохая методика в таком-то параграфе по изучению такого-то элемента.

А умения формируются не учебником, а технологиями. Поэтому, вся нагрузка в данном случае вновь ложится на учителя с его педагогической системой.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль