Оценка качества образования в условиях ФГОС: критерии и составляющие

2162

Скачать книгу «Оценка качества образования» в формате pdf >>>

Федеральная служба педагогических измерений объединяет всем известные федеральные комиссии разработчиков ЕГЭ и ОГЭ по всем предметам. В педагогических измерениях существуют две составляющие: тестологи и авторы заданий. Используются соответствующие подходы и критерии оценки качества образования. В частности, разработка инструментария и измерителей.

Конечно, очень хорошо иметь стандартизированные инструментарии, которые могут использоваться на всю страну. Но это дело долгое, дорогостоящее и сложное. Нельзя дожидаться получения идеального инструментария. Надо делать так, чтобы учителя понимали, что именно они измеряют, и могли бы применять это на уроках.

Поэтому рассмотрим тему вот с этих позиций. Можно брать всякие готовые измерители, различные демоверсии, и просто вносить в свой предмет на уровне отдельных новых заданий, а в сознании постепенно приближаться к оценке качества образования условиях ФГОС.

Оценка качества образования условиях ФГОС

Что касается ФГОС, все читали примерную основную программу, знают тот документ, который был сделан под требования к системе оценки. И вот эти три подхода – действительно камень преткновения, это основное и самое сложное, что нужно сделать в процессе. Причем нельзя сегодня жить по-старому, а с завтрашнего дня начать жить по-новому. Так не бывает просто в принципе.

В данном случае серьезной проблемой становится соотнесение критериев оценки качества образования и процедур оценки – внешней и внутренней. Действительно широкими шагами развивается оценка внешняя:

  • государственная итоговая аттестация;
  • независимая оценка в рамках международных исследований;
  • отечественные организации, которые выполняют независимую внешнюю оценку.

Есть регионы, которые включаются в те же международные группы. К этому – большое количество различных мониторинговых исследований, которые делаются на региональном уровне. Все это попадает в публичную плоскость.

Соотношение критериев оценки качества образования

Основной проблемой является корреляция этой внешней оценки с внутренней. На учителя валится безумное количество материалов. Но самое плохое в данной ситуации – брать все, что предлагает внешнее оценивание, и пытаться внедрить у себя без осмысления. Внутренний мониторинг, внутренняя оценка должна быть очень взвешенной и неторопливой – лучше медленнее и качественнее проходить все этапы анализа.

Что касается предметных и метапредметных результатов с точки зрения методики оценки качества образования в условиях ФГОС, то есть на что ориентироваться. Системно-деятельностный подход позволяет определять способность учащихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи. Это самое глобальное изменение во ФГОС должен осознать каждый учитель. Меняется предмет оценки – способность к решению учебных задач.

Теперь стало привычным понятие кодификатора. Чем обеспечивается валидность инструментария и критериев оценки качества образования – что должны показывать наши ЕГЭ или ОГЭ? То, что мы гарантируем – если ребенок написал на этот минимальный балл, значит, он знает наиболее значимые элементы содержания по основным разделам школьного курса такого-то предмета.

Теперь все выполняется по-другому. В этом случае следует говорить о том, что ребенок освоил наиболее важные группы планируемых результатов.

Планируемые результаты как критерий оценки качества образования

Соответственно, первая часть кодификатора – планируемые результаты. У нас есть требования к оценке качества образования в условиях ФГОС по предметам – от четырех до восьми пунктов. И есть итоговые планируемые результаты – в примерной основной программе. Сейчас они прописаны на конец четвертого, на конец девятого и на конец одиннадцатого классов. И никто не определит, что должен уметь делать ребенок на данный момент, а что – на конец классов шестого или седьмого. Это результаты промежуточные. И все это остается пока, поскольку школы сами пишут образовательную программу, сами планируют эти промежуточные результаты.

Понятно возмущение учебниками. Пока не существует учебника или методички, где бы внятно были прописаны кодификаторы в качестве нормальных промежуточных планируемых результатов и критериев оценки качества образования. И если учителя возьмут хотя бы эти итоговые планируемые результаты и будут для себя примерно представлять, как они их там продвигают по классам, это уже будет огромный шаг вперед. Главное, чтобы они их осознали.

Требовать сейчас грамотного расписывания одних в ваших образовательных программах промежуточных планируемых результатов – это, конечно, подвиг. Для него никакой высшей квалификационной категории не позволят.

Далее должна пройти процедура оценки планируемых результатов по ФГОС. И уже на базе этого создаются модели заданий. Еще важен момент – функция оценки качества образования в условиях ФГОС. Если сейчас посмотреть на ЕГЭ и ОГЭ, мы можем писать в методических рекомендациях, что если не усвоен такой-то элемент содержания, значит, у нас плохая методика в таком-то параграфе по изучению такого-то элемента.

А умения формируются не учебником, а технологиями. Поэтому, вся нагрузка в данном случае вновь ложится на учителя с его педагогической системой.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль