text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Новая оценка качества образования: современная система оценивания результатов

  • 5 сентября 2016
  • 388

Функция оценки качества результатов образования важна в системе определения результатов образовательной деятельности. Однако оценка должна доходить в данном случае не до учебника, а до педагогической системы учителя. Если какой-то планируемый результат не формируется, значит, этих способов деятельности нет на уроке, значит, не используются соответствующие технологии обучения, которые это формируют.

 У нас, конечно, разные планируемые результаты, но в основном в предметных прописано то, что относится в метапредметных к познавательным УУД. Каждый предмет, по сути – познавательные умения. Объяснения учат практически на всех предметах. Значит, и определенные методические приемы и технологии вполне переносимы из одного предмета в другой.

Функции заместителя директора в формировании системы оценки качества образования должны включать такую коррекцию – внедрение этих методических приемов по формированию тех или иных способов деятельности. Это ставит работу на совершенно другие рельсы.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

  • разработка ООП общеобразовательной организации

  • разработка АООП ДО

  • организация ВСОКО ОО

Эти и другие важные темы на курсе повышения квалификации

Оценка качества результатов образования: итоговые и промежуточные результаты

Получаемые итоговые и промежуточные планируемые результаты – разные зоны ответственности. Итоговые, так или иначе, все равно выносятся на итоговую аттестацию, заниматься этим будет ФИПИ, и потребуется подготовка соответствующих материалов. Но на основании итоговых разрабатываются промежуточные результаты.

Важнейший аспект в новой системе оценивания качества образования в школе – это оценка динамики достижения планируемых результатов. Это не сумма знаний – это один и тот же способ деятельности в развитии.

Еще один момент. В примерной основной образовательной программе есть требования к тому, что должно быть в обязательном порядке. То есть образовательная программа должна включать список планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки. С этапами формирования дело сложное. Но сейчас интересует не тематическое планирование, а планируемые результаты, когда и где была проведена оценка качества результатов образования. Отметка в журнале должна фиксировать, из нее нужно вытащить основные группы планируемых результатов.

Это другой подход к формированию документов, к осознанию собственной деятельности. Важно понимать: зачем проводится конкретная письменная контрольная работа, на какие планируемые результаты она рассчитана, что оценка будет говорить с точки зрения освоенных видов деятельности.

Новая оценка качества образования: оценочные процедуры

Что касается оценочных процедур – их должно быть много и разных. Сейчас практически не проводятся стартовые диагностики. В Москве практикуется заказ диагностик – школа может заказать то, что она хочет провести в качестве добровольной диагностики.

Среди метапредметных самыми популярными являются стартовые диагностики, и оценка качества результатов образования на начало пятого и начало десятого класса. Школы осознают, что этот инструмент позволяет:

  • скорректировать максимум возможного освоения познавательных УУД;
  • познавательных умений;
  • скорректировать проблемы, которые могут оказаться в дальнейшем.

Поэтому стартовая диагностика и оценка качества результатов образования в рамках внутреннего мониторинга на начало ступени, наверное, действительно должна быть именно в отношении метапредметных результатов, при этом как можно в больших объемах.

Понятно, что текущая оценка – формирующая и диагностическая. А тематическая современная оценка качества образования оценка и промежуточная аттестация базируются на:

  • оценке всей совокупности планируемых результатов;
  • установлении достижения базового уровня.

Пока что привычнее работа по предоставленному внешнему измерителю. Поручат, предположим, оценить планируемый результат на конец девятого класса. Что происходит? Выделяются наиболее главные направления, достаточное количество заданий базового уровня, так, чтобы на 65 % заданий базового уровня можно было точно сказать, что в этом случае ребенок освоил эти основные группы планируемых результатов. Это при внешнем измерении.

А вот при внутренней оценке качества результатов образования учитель должен понимать, где он фиксировал все планируемые результаты и за что, собственно, ставил тройку. Достигнет или не достигнет всего этого блока выпускник в результате в девятом классе.

Новая оценка качества образования: проверенный опыт

По старым книжкам, которые все еще не переизданы, с планируемыми результатами и системой заданий очень большое количество заданий, написанных просто под новую систему оценки достижения образовательных результатов в школе. Их следует переосмыслить и в педагогическом сообществе отдельно для биологов, для историков и так далее, и решить, можно ли это считать заданием базового уровня.

Понятно, что все равно должна быть какая-то внешняя ориентация в оценке качества результатов образования. По всем предметам книжки вышли давно. Жаль, что нет переизданий, потому что вещь крайне ценная.

Во-первых, можно кое-что там подправить. Потому уже появился какой-то другой опыт, изменения. Но там все же есть очень важные вещи по всем предметам – там есть как раз та первая операционализация планируемых результатов, которая необходима каждому учителю. Потому что иногда сам планируемый результат достаточно большой, а вот разбиение его на отдельные умения для оценки уровня качества образования  – вещь трудоемкая и не всегда возможная для любого учителя.

Во-вторых, в этих книжках есть задания базового и повышенного уровня. То есть ориентир – с чем должен справляться ребенок, чтобы судить о формировании того или иного планируемого результата и выполнять оценку качества результатов образования.

Эти модели, которые гарантированы, уже придуманы и апробированы, гарантированно проверяют это объяснение, они проверяют это умение. Учитель на базе этих моделей, которые приведены в этой книжке, в состоянии делать свои по-разному материалы. Это не открытый банк, как мы привыкли, но – нормальное руководство к действию для грамотного педагога.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.