Система оценки качества образования в школе: модели заданий по ФГОС

118

С точки зрения разработки новых моделей тестовых заданий ФГОС предусматривает следующие основные направления.

  1. Проверка умений при решении учебно-практических и учебно-познавательных задач. Для одних предметов это нормально, для других – это очень серьезный и достаточно сложный шаг вперед.
  2. Тестовое задания ФГОС, предполагающее вариативные способы решения проблемы. Как бы мы ни ориентировались на международные исследования, все равно наши задачники (во всех заданиях) предполагают четко определенный и единственно верный ответ, который оценивается на высший балл – пятерку. Как правило, не рассматриваются другие пути достижения решения, неэффективные пути решения и так далее.
  3. Комплексное задание, проверяющее достижения сразу нескольких планируемых результатов.

В общем и целом в системе оценки качества образования в школе идет тенденция к увеличению заданий с открытым ответом. Но не более чем, в государственной итоговой аттестации – не более чем до половины. Нам пришлось отказаться от задания с выбором ответа. Но все же с закрытым там присутствуют – со множественным выбором, на соответствие и так далее. Поэтому, в общем, от этих жестких требований мы далеко не отступаем.

Тестовое задания ФГОС: компетентностно-ориентированные задания

Это задания, которые базируются на контексте ситуации жизненного характера. Это достаточно сложный вопрос. Их обязательно надо вводить в процесс обучения, обязательно в тематический. Но очень сложно вводить их в государственную итоговую аттестацию – сразу возникает вопрос: кто-то сталкивался с предложенной жизненной ситуацией, а кто-то – нет.

Пока в системе оценки качества образования в школе предлагаются учебные ситуации – они для всех одинаковые. Мы точно знаем для учебной ситуации, что это известная, а вот эта – новая, ее нет в наших учебниках. Как только мы касаемся другого контекста – бытового, жизненного – кто-то может решить эту проблему, не глядя, то есть другим способом. А для государственной итоговой аттестации это очень серьезно.

Мы должны всегда это предполагать, что, если мы дали задачу, дали задание, то она должна проверять именно то, что мы думаем. На нее нельзя дать ответ, исходя из другого опыта решения.

Использование более значимых контролируемых элементов содержания касается преимущественно заданий базового уровня – для обеспечения минимального балла в ЕГЭ и ОГЭ в ходе осуществления контроля качества образования в школе.

Тестовое задания ФГОС: практико-ориентированные задания

Практико-ориентированные – как бы индивидуальные и достаточно сложно конструируемые. Понятно, что сделать 20 заданий, которые у нас сейчас есть в задачнике, не займет много времени. Но придумать таких за раз 20 штук – дело непростое. А еще это очень сложно с точки зрения государственной итоговой аттестации в системе оценки качества образования в школе. А ведь еще нужно обеспечить равенство вариантов. У нас ведь еще фасетные задания.

Мы с уважением относимся к PISA, и тоже умеем составлять. Но 169 вариантов для ЕГЭ – это не одна PISA, которая делается три года.

Это все нужно вытаскивать из разных измерителей и брать себе в педагогическую копилку, постепенно нарабатывая тот банк новых тестовых заданий ФГОС, которые проверяют новые виды планируемых результатов.

Следует отметить, что в Москве также давно вводятся измерители под новые тестовые задания ФГОС. И на сайте МЦКО представлен раздел «Диагностика сопровождения ФГОС». Там можно увидеть, что предусмотрено буквально по разным предметам. Можно  посмотреть на то, что готовится по ОГЭ и ЕГЭ. Здесь даны материалы, начиная с пятого класса.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль