Планируемые результаты по ФГОС в школах России

278

Комплексный подход к проверке планируемых результатов ФГОС в школах России предполагает проверку личностных, предметных и метапредметных результатов.

Самое простое здесь касается предметных результатов. Найти сейчас однозначно одинаковые подходы к проверке метапредметных результатов невозможно. Поскольку все находятся на этапе поиска: что можно измерять, каким образом можно это измерять и на каких этапах обучения это наиболее эффективно?

Но в любом случае это все можно брать и использовать на своих уроках. Таким образом, в системе оценки качества общего образования можно проверять те же самые межпредметные результаты, а также – коммуникативные, регулятивные и познавательные.

В метапредметные, кроме УУД, входят еще и межпредметные понятия. Пока с ними никто особо не работает. А что касается остальных – регулятивных, коммуникативных и познавательных – то стандарт их преподносит общим списком. В программе они более расширены. Они очень разные, и сделать свой инструментарий на каждый из них невозможно.

Оценка качества общего образования: познавательные результаты

Для примера можно посмотреть на познавательные результаты – в рамках современных событий в сфере образования.

Чтобы было удобнее, можно скомпоновать определенные блоки.

Во-первых, чтение, работа с информацией и ИКТ-компетенции. Важнейшая составляющая – смысловое чтение текста, как наиболее значимый метапредметный результат. Именно поэтому все начинают именно с него, и в школе надо начинать тоже с него. Если предстоит мониторинг, оценка качества общего образования, то самое важное, самое доступное и разумное – организовать его именно пока для читательской грамотности, где все более-менее понятно.

Во-вторых, логические операции. Это то привычное, что мы называем «общеучебное умение». Все с этим работали, все писали в развивающих задачах урока – «развивать познавательные умения». Они никуда не делись и для всех предметов одни и те же. Отдельно выделены методологические умения. Это то же, что и познавательные, но для естественнонаучных предметов и для гуманитарных есть отличия. В гуманитарных – нужно отличать факт от мнения, оценочных суждений. В естественнонаучных – надо понимать, что такое наблюдение и опыт, и как они делаются. Поэтому оно для групп предметов существует отдельно в рамках планируемых результатов ФГОС в школах России.

Далее – решение проблем и проектная учебно-исследовательская деятельность в системе оценки качества общего образования.

Коммуникативные тоже можно разделить на два направления:

  • освоение монологической речи – устной и письменной;
  • межличностная коммуникация.

Почему такое разделение? С точки зрения проверки планируемых результатов ФГОС в школах России, освоение письменной речи и даже устной можно проверить при помощи нашего привычного инструментария. А что касается межличностной коммуникации, то здесь уже довольно сложно. Это нужно либо компьютерными программками, как делает PISA, либо наблюдениями непосредственно за общением детей, предположим, в группе сверстников и так далее.

Что касается регулятивных направлений в оценке качества общего образования – можно написать себе красивый план на день, а потом не выполнить ни одного пункта. Но умение писать красивый план, еще не означает, что сформированы эти регулятивные результаты, и что план будет выполнен.

Поэтому их разбивают на целеполагание и планирование, выбор способа действия, контроль и коррекцию, которые в реальной жизни существуют неотрывно друг от друга. Поэтому и   в этом направлении, как правило, ведется в виде наблюдения за той же учебно-исследовательской или проектной деятельностью учащихся.

Оценка качества общего образования: смысловое чтение

В российском федеральном стандарте трактовка этого понятия стандарте примерно такая же, как у PISA или EARLS: способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Понятие очень схожее, несмотря на то, что называется по-другому. Здесь даже не с точки зрения оценки качества общего образования, а с точки зрения осознания педагогическим коллективом важности этой части. Существует определенная типология текстов. Она разработана в той же самой PISA. Но нельзя все формировать на одном и том же предмете. Соответственно, и проверять тоже на содержании одного и того же предмета.

Если мы берем, например, тип текста – описание (который содержит информацию об объектах и их пространственных свойствах), то для естественнонаучных предметов это будет техническое описание. Если взять инструкцию об указаниях к действию, то у нас это инструкция к практическим работам. А если взять инструкцию в обществознании, то это в чистом виде законы.

То есть, по сути, мы работаем с одним и тем же типом текстов, но они существенно разные на разных предметах.

Если говорить о сплошных-несплошных текстах, понятно, что для естественнонаучных, например – это работа с таблицами, графиками и диаграммами. И, значит, именно на этих предметах это формируется, на этих предметах будет выполняться проверка.

Оценка качества общего образования: диагностика читательских умений

Диагностика читательских умений – вещь, с одной стороны, несложная. А с другой стороны – сделать грамотный инструментарий, процедура долгая и тяжелая.

Как дети умеют читать, проверяется на тексте. Это называется «информационный блок», который содержит текст или набор текстов, объединенных единой тематикой. Самое важное условие – то, что содержание является внепредметным материалом. Поэтому где бы ни был взят инструмент по оценке читательской грамотности, он будет построен на тех текстах, которые ни в каких учебниках не встречаются.

Самое плохое с точки зрения внедрения планируемых результатов ФГОС в школах России. Мы работаем по открытым банкам. Там можно найти необходимые тексты для ОГЭ внепредметного содержания, задания к ним – все замечательно. Гораздо хуже то, что учителя вместо того, чтобы учить читать по учебнику, учат к ОГЭ по этим текстам внепредметного содержания.

Такой подмены не должно происходить ни в коем случае – как бы не нравился учителю учебник. Если не нравится учебник, значит, учитель собой заменяет учебник и не заставляет детей работать с ним.

Для того чтобы показать читательскую грамотность в составе планируемых результатов ФГОС в школах России, все задания выполнять, нужно на уроках делать элементарные вещи:

  • текст нужно читать;
  • выделять главные мысли;
  • составлять план;
  • уметь конспектировать;
  • отвечать на вопросы разные по тексту учебника.

Если мы будем заменять текст учебника на задания, которые предлагают разные измерители, ничего хорошего не будет, кроме того, что на детей будет падать очередное бешеное количество информации. В итоге это приводит к тому, что они просто отказываются выполнять серьезные задания второй и третьей группы по этим текстам.

Это то, что касается внепредметного материала. С точки зрения инструментария измерительного – он должен быть внепредметный. С точки зрения планируемых результатов ФГОС в школах России  – он должен быть предметный и никаким другим.

Еще одно направление измерений – сложность, доступность с учетом имеющихся предметных знаний. Это тоже важная вещь. Выбрать такой материал, который, с одной стороны, новый, значит, он содержит новую информацию, он может содержать какие-то новые понятия. Но он должен быть доступен ребёнку для самостоятельного освоения с точки зрения имеющегося запаса знаний. Это всегда достаточно сложно. Но это достигается. И понятно, приоритет жизненных ситуаций.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль