Метапредметные планируемые результаты и динамика обучения чтению

3639

Скачать книгу «Оценка качества образования» в формате pdf >>>

Российские четвероклассники – первые в мире по читательской грамотности. А вот 10 класс уже оказывается на 40-м месте. Дети разучиваются читать? Ничего подобного.

Динамика обучения чтению в свете метапредметных результатов обучающихся

С техникой чтения все замечательно. Оказывается, все дело в том, что в четвертом классе им в основном задают вопросы первой группы – на работу с явной информацией. И этому в нашей школе учат очень хорошо. И десятиклассники на эти вопросы отвечают просто замечательно. Если задание с выбором ответа, и не надо ничего писать, то прочитать, найти, ткнуть пальцем и выделить в тексте – легко. Десятиклассники справлялись с самыми «провальными» на первый взгляд заданиями. Все то, чему учили в четвертом классе, спокойно живет до десятого.

Другой вопрос, что в четвертом классе детям дают от силы одно-два задания в PEARLS второй группы и всего-навсего одно – третьей, где требуется сказать, почему там мишка добрый, в этом рассказе. А эта цепочка метапредметных результатов обучающихся показывает, что на самом деле динамика должна заключаться как раз в изменении соотношения заданий первой, второй и третьей группы. Если в начальной школе это преимущественно первая.

Что касается динамики обучения чтению – в начале десятого класса для 15-летних подростков, которые идут в профильные классы, первая группа заданий и метапредметные планируемые результаты уже никого не должна интересовать. То есть то, что они должны отвечать на вопросы первой группы, вычленять информацию в тексте – это как бы, само собой разумеется. А они должны выполнять в основном второй и преимущественно третий.

Вот этого приращения второй, а уж тем более третьей группы в составе метапредметных планируемых результатов у нас, к сожалению, не происходит. Поэтому самое главное в организации внутреннего мониторинга – обеспечить эту лесенку с точки зрения использования заданий разных групп, разной сложности. Естественно, при этом расширяется тематика, увеличивается объем текстов, усложняется содержание информационных блоков, но тенденции будут именно такие.

Работа с метапредметными результатами обучающихся

По метапредметным результатам – важно обратить внимание на то, что внешние измерители – это стандартизованные материалы в книжках «Просвещения». Можно взять любой тест – он сам по себе ничего не даст, если возле каждого задания не будет прописан процент его выполнения, если не с чем будет сравнивать. Выполнили, к примеру, 60% детей. А сколько должно было? Мы сейчас не знаем, сколько должно, но можем проверить, сколько выполняют, и потом всегда сравнивать на этом фоне – лучше мы или хуже. Другого пока, к сожалению, нет.

Если по предметным показателям мы можем договориться о заданиях базового уровня и выделить эту границу, то с метапредметными планируемыми результатами процедура гораздо сложнее. Но в любом случае это возможно.

Метапредметные инструменты готовятся на протяжении нескольких лет, апробируются, затем даются. Что важно – даже если вы не хотите использовать метапредметные планируемые результаты в конце пятого, шестого, седьмого класса для внутреннего мониторинга, то, его можно разобрать на части, поскольку здесь математика, русский язык, естествознание и обществознание, чтобы хотя бы учителя с ними работали на своих уроках, проверяли и понимали, как это делается.

Метапредметные планируемые результаты: опыт Московского ЦКО

В Москве – в Московском центре качества образования – ведется такая работа. Там пытаются эту цепочку динамики проследить от начала до конца – читательская грамотность и так далее.  Сначала идет спецификация, демонстрационные варианты, а в конце вывешен отчет. Почему он важен? Потому что метапредметные результаты обучающихся отражают, собственно, кто как справляется по каждому заданию. Все задания распределены по группам – первая, вторая, третья. И еще указывается, какие проблемы и какие достоинства были у той или иной группы.

На сайте МЦКО есть отдельная градация кодификатора и есть кодификатор метапредметных планируемых результатов метапредметных результатов, где по чтению эти умения как раз вычленены. То же самое – тексты. Естественнонаучные – со вставками, рисунками, таблицами, с достаточно большим количеством заданий с развернутым ответом. И расположены они, как правило, от первой группы до третьей.

МЦКО работает для Москвы, поэтому Москва все получает в свои личные кабинеты от начала до конца, всю буквально по каждому ребенку. Если вы хотите использовать их инструментарий в системе метапредметных планируемых результатов – это дело платное.

Полезно будет обратить внимание на демоверсии и отчеты. Посмотреть на сам вариант, который писали и с чем справляются, с чем не справляются – это очень полезно. У вас ровно те же самые дети, что учатся в Москве и писали эти тесты.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль