Метапредметные планируемые результаты и динамика обучения чтению

3692

Скачать книгу «Оценка качества образования» в формате pdf >>>

Российские четвероклассники – первые в мире по читательской грамотности. А вот 10 класс уже оказывается на 40-м месте. Дети разучиваются читать? Ничего подобного.

Динамика обучения чтению в свете метапредметных результатов обучающихся

С техникой чтения все замечательно. Оказывается, все дело в том, что в четвертом классе им в основном задают вопросы первой группы – на работу с явной информацией. И этому в нашей школе учат очень хорошо. И десятиклассники на эти вопросы отвечают просто замечательно. Если задание с выбором ответа, и не надо ничего писать, то прочитать, найти, ткнуть пальцем и выделить в тексте – легко. Десятиклассники справлялись с самыми «провальными» на первый взгляд заданиями. Все то, чему учили в четвертом классе, спокойно живет до десятого.

Другой вопрос, что в четвертом классе детям дают от силы одно-два задания в PEARLS второй группы и всего-навсего одно – третьей, где требуется сказать, почему там мишка добрый, в этом рассказе. А эта цепочка метапредметных результатов обучающихся показывает, что на самом деле динамика должна заключаться как раз в изменении соотношения заданий первой, второй и третьей группы. Если в начальной школе это преимущественно первая.

Что касается динамики обучения чтению – в начале десятого класса для 15-летних подростков, которые идут в профильные классы, первая группа заданий и метапредметные планируемые результаты уже никого не должна интересовать. То есть то, что они должны отвечать на вопросы первой группы, вычленять информацию в тексте – это как бы, само собой разумеется. А они должны выполнять в основном второй и преимущественно третий.

Вот этого приращения второй, а уж тем более третьей группы в составе метапредметных планируемых результатов у нас, к сожалению, не происходит. Поэтому самое главное в организации внутреннего мониторинга – обеспечить эту лесенку с точки зрения использования заданий разных групп, разной сложности. Естественно, при этом расширяется тематика, увеличивается объем текстов, усложняется содержание информационных блоков, но тенденции будут именно такие.

Работа с метапредметными результатами обучающихся

По метапредметным результатам – важно обратить внимание на то, что внешние измерители – это стандартизованные материалы в книжках «Просвещения». Можно взять любой тест – он сам по себе ничего не даст, если возле каждого задания не будет прописан процент его выполнения, если не с чем будет сравнивать. Выполнили, к примеру, 60% детей. А сколько должно было? Мы сейчас не знаем, сколько должно, но можем проверить, сколько выполняют, и потом всегда сравнивать на этом фоне – лучше мы или хуже. Другого пока, к сожалению, нет.

Если по предметным показателям мы можем договориться о заданиях базового уровня и выделить эту границу, то с метапредметными планируемыми результатами процедура гораздо сложнее. Но в любом случае это возможно.

Метапредметные инструменты готовятся на протяжении нескольких лет, апробируются, затем даются. Что важно – даже если вы не хотите использовать метапредметные планируемые результаты в конце пятого, шестого, седьмого класса для внутреннего мониторинга, то, его можно разобрать на части, поскольку здесь математика, русский язык, естествознание и обществознание, чтобы хотя бы учителя с ними работали на своих уроках, проверяли и понимали, как это делается.

Метапредметные планируемые результаты: опыт Московского ЦКО

В Москве – в Московском центре качества образования – ведется такая работа. Там пытаются эту цепочку динамики проследить от начала до конца – читательская грамотность и так далее.  Сначала идет спецификация, демонстрационные варианты, а в конце вывешен отчет. Почему он важен? Потому что метапредметные результаты обучающихся отражают, собственно, кто как справляется по каждому заданию. Все задания распределены по группам – первая, вторая, третья. И еще указывается, какие проблемы и какие достоинства были у той или иной группы.

На сайте МЦКО есть отдельная градация кодификатора и есть кодификатор метапредметных планируемых результатов метапредметных результатов, где по чтению эти умения как раз вычленены. То же самое – тексты. Естественнонаучные – со вставками, рисунками, таблицами, с достаточно большим количеством заданий с развернутым ответом. И расположены они, как правило, от первой группы до третьей.

МЦКО работает для Москвы, поэтому Москва все получает в свои личные кабинеты от начала до конца, всю буквально по каждому ребенку. Если вы хотите использовать их инструментарий в системе метапредметных планируемых результатов – это дело платное.

Полезно будет обратить внимание на демоверсии и отчеты. Посмотреть на сам вариант, который писали и с чем справляются, с чем не справляются – это очень полезно. У вас ровно те же самые дети, что учатся в Москве и писали эти тесты.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль