Оценка уровня качества образования: трехкомпонентная модель

233

Оценка уровня качества образования осуществляется по трехкомпонентной модели.

Три компонента – это:

  • понятийный;
  • эмоциональный;
  • деятельностный.

Это не инструкция и не догма – это рекомендация экспертов. Относиться к ним можно соответствующим образом – принимать или не принимать, можно судить. Но это вариант, который помогает решить многие практические проблемы.

По этим трем компонентам выполняется оценка уровня качества образования по любому образовательному результату. На понятийном компоненте оценивается усвоение понятий и терминов, связанных с той или иной группой образовательных результатов.

Например, оценка уровня качества образования по личностному образовательному результату «гражданская позиция» – что  такое гражданственность, что такое патриотизм. Гражданская позиция, хотя бы на уровне возраста, на доступном возрасту ребенка понятийном уровне – он эти понятия должен знать.

Иначе об образовательном результате можно будет говорить как о фикции. Если ребенок не знает понятия, он не сможет продемонстрировать сам результат. Для него это будет акция чисто поведенческая, но не осознанный результат, не осознанный выбор действия.

Эмоциональный компонент в оценке уровня качества образования – это отношение к тому, что формируется.

Деятельностный компонент в оценке уровня качества образования – это опыт.

Достоинства трехкомпонентной модели оценки уровня качества образования

Ее можно встроить в любое мероприятие – урочное или внеурочное. На внеурочное ложится даже лучше, чем на урок. Если урок в нетрадиционном формате, если это деловая игра, если это диспут, если это урок-семинар, то тоже это очень хорошо ложится. Там особенно понятийный компонент будет нагляден.

Когда эта трехкомпонентная модель оценки уровня качества образования приживается, то есть используется регулярно, очень хорошо выстраиваются впоследствии аналитические справки, сводные справки по достижению образовательных результатов. По каждому ученику компонент просчитывается, по классу просчитывается, соотносится по параллели. И дальше накапливаются результаты в течение всего периода освоения основной образовательной программы.

Например, в результате оценки качества образования и его уровня вырисовывается динамика: в первый год освоения основной образовательной программы основного образования (средняя школа, основная школа), понятийный компонент был в целом по параллели 70, потом стал 75, потом случилось падение до 65, и так далее. И так по каждому компоненту. И очень хорошо, очень наглядно видно, как коррелируют между собой знания, ценности и опыт.

Если по результатам оценки уровня качества образования постоянно западает компонент деятельностный – значит, до сих пор работает знаниево-центристская модель образования, и у учащихся нет возможности действовать самостоятельно, осваивать образовательную программу через личный учебный опыт. Используется термин «учебный процесс», потому что к учебному относится и урочная, и внеурочная деятельность.

То есть модель очень удобная – для оценки уровня образования и его качества и последующего обобщения.

Методика педагогического наблюдения: встроенное наблюдение

В рамках одного мероприятия можно оценить целую группу образовательных результатов: метапредметных или личностных универсальных учебных действуй.

Это возможно осуществить в рамках методики педагогического наблюдения – встроенного наблюдения. Это когда педагог осуществляет оценку без отрыва от педагогической деятельности – на уроке, во время выполнения групповых проектов, индивидуальных проектов и так далее.

Для того чтобы эта методика педагогического наблюдения стала методом оценки, она должна быть обеспечена шаблонным наблюдением.

Вообще, если идет речь о мероприятиях или курсах внеурочной деятельности, то карту наблюдения может разработать педагог под конкретное мероприятие: поход, экскурсия, тематическое мероприятие.

В рамках такой методики педагогического наблюдения (оно в план внеурочной деятельности включается обязательно) можно оценить образовательные результаты:

  • коммуникативность;
  • умение работать в команде, в группе;
  • умение сотрудничать;
  • умение договариваться об общих решениях и планировать общие действия.

 Для того чтобы оценить результаты, достаточно выписать все критерии и объекты оценивания, полученные по методике педагогического наблюдения в два столбика. Например, в один столбик «умение договариваться». И в другой – «Учащийся инициирует учебное взаимодействие», «Учащийся отказывается от учебного взаимодействия», «Учащийся проявляет неадекватное поведение во время работы в группе» – в зависимости от результатов встроенного педагогического наблюдения.

Вот примерно три параметра, по которым можно оценить такой образовательный результат, как сотрудничество, учебное взаимодействие. Для этого не нужно обращаться к федеральным центрам оценки качества образования. Для этого просто нужно спланировать данный метод оценки и формы организации оценочной процедуры.

То есть методика педагогического наблюдения – встроенное педагогическое наблюдение, форма организации оценочной процедуры (это наблюдение в процессе внеурочного мероприятия). И таким образом выстраивается таблица, которая идет следом за направлениями и целями оценочной деятельности в разделе «Система оценки достижений». Это кропотливый труд.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль