Семинар «Конфликты в школе. Пути их разрешения»

167

Психологическое здоровье человека зависит, кроме всего прочего, от того, умеет ли он конструктивно решать спорные вопросы, договариваться с детьми и взрослыми, выходить из конфликтных ситуаций. Особенно необходимы соответствующие теоретические и практические навыки педагогам, вынужденным участвовать в разрешении межличностных конфликтов в школе. Эти знания педагогические работники могут получить во время семинара «Конфликты в школе. Пути их разрешения». 

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах разрешения конфликтов в школе.

Задачи: 

Продолжительность: 45–50 мин. 

Количество человек в группе: 10–20.

Необходимые материалы и оборудование: бейджи с именами участников, листы бумаги, ручки, оборудование для проведения мультимедийной презентации, проигрыватель.

Музыкальное сопровождение: музыка для восточного танца.

Ход семинара «Конфликты в школе. Пути их разрешения»

1. Знакомство, приветствие.

Инструкция. Участникам предлагается надеть бейджи со своими именами, по очереди представиться и назвать качество или черту характера, свойственную им и начинающуюся с начальной буквы имени. Далее ведущий предлагает поприветствовать друг друга: участники передвигаются по залу, по хлопку ведущего они здороваются рукопожатием, на два хлопка — плечами, на три — спинами и т. д.

2. Разминка «Встреча на мосту».

Инструкция. Случайным образом подбирается пара участников, которой предстоит спроектировать конфликтную ситуацию.

Двум педагогам предлагается встать лицом к лицу на линию, проведенную на полу, на расстоянии приблизительно трех метров друг от друга. Ведущий объясняет, что участники находятся на узком мосту и им необходимо разойтись, но вернуться назад возможности нет. Ступать за пределы линии нельзя. 

После выполнения задания следует узнать у участников, какие чувства они испытывали при выполнении упражнений, как они смогли достичь поставленной цели. 

Примечание. Данная ситуация выступает моделью конфликтов в школе — главной теме семинара, к которой ведущий возвращается во время обсуждения хода выполнения задания. 

Теоретический блок

3. Мини-лекция «Что такое конфликт?» (тезисы). Лекция может сопровождаться мультимедийной презентацией. 

Цель: сформировать понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения.

Конфликт – ситуация, при которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую по отношению к интересам другой стороны. 

Следует различать такие типы конфликтов:

а) по числу участников (внутриличностные, межличностные, социальные); 
б) по причинам (экономические, политические, этнические, культурные и религиозные, профессиональные).

На данном этапе семинара ведущий должен инициировать обсуждение таких  вопросов:

  • Можем ли мы обойтись без конфликтных ситуаций? 
  • Расхождение во мнениях – это хорошо или плохо?
  • Каковы особенности конфликтов в школе?

Конфликты – это неотъемлемая часть социальной жизни. Практически все люди мыслят и воспринимают объекты и явления окружающего мира особым образом, поэтому при обсуждении тех или иных ситуаций субъектами социума часто возникают противоречия. При условии эффективного управления конфликтной ситуации, умении конструктивно воспринимать критику последствия противоречий могут играть положительную роль. 

Задание: ведущий предлагает педагогам разделиться на две группы. Одной группе предлагается выделить негативные стороны конфликтов в школе, другой – положительные. На размышление дается 5-7 минут, потом один участник каждой группы озвучивает результаты работы. Рекомендуется вначале озвучить негативные последствия конфликтных ситуаций, а после – позитивные. 
Варианты ответов могут быть следующими (таблица).

Последствия конфликта в школе

Негативные Позитивные
Отношения между сторонами конфликта обостряются Появляется возможность разрешить конфликт с соблюдением интересов всех сторон
Снижается стремление к мирному урегулированию ситуации Решение, принятое совместно, реализуется легко и эффективно
Человек, высказывающий противоположную позицию, воспринимается как враг Приобретается полезный опыт поиска компромисса
Формируется ошибочное мнение, что важнее отстоять свою позицию, чем решить проблему Между участниками конфликта выстраиваются доверительные отношения
Возникает чувство обиды, желание проявить жестокость Отношение к факту наличия разногласий меняется

Способы протекания конфликта:

  • избегание — стремление найти выход из конфликтной ситуации, не пытаясь решить проблему;
  • приспособление — отказ от собственных интересов в пользу интересов противоположной стороны;
  • компромисс — решение конфликта в школе через взаимные уступки;
  • соперничество — открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции с полным игнорированием интересов партнера;
  • сотрудничество — предполагает поиск решения, которое бы не только удовлетворило интересы обеих сторон, но и позволило бы им извлечь пользу из конфликта.

Несмотря на то, что только сотрудничество позволяет разрешить конфликты детей в школе к удовлетворению всех участников образовательного процесса, любой тип поведения может оказаться уместным в той или иной ситуации. 

Пути выхода из конфликта:

  • компромисс — решение проблемы через взаимные уступки сторон;
  • переговоры — мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;
  • посредничество — использование третьей стороны в заочном решении проблемы;
  • арбитраж — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;
  • применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.

4. Тест «Конфликтная ли вы личность?».

Педагогам предлагается пройти тест для определения собственного уровня конфликтности. На каждый вопрос следует подобрать один наиболее приемлемый вариант ответа. 
Вопросы теста
1) Что вы делаете, если в общественном транспорте начнется спор между 
А) Не реагирую. 
Б) Кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой.
В) Активно вмешиваюсь.

2) Выступаете ли вы на собраниях с критикой лидеров?
А) Нет.
Б) Только если имею для этого веские основания.
В) Критикую по любому поводу не только лидеров, но и тех, кто их защищает.

3) Часто ли спорите с друзьями?
А) Только если люди необидчивые.
Б) Лишь по принципиальным вопросам.
В) Споры — моя стихия.

4) Как вы реагируете, если кто-то пытается пройти в обход очереди?
А) Возмущаюсь в душе, но молчу — себе дороже.
Б) Делаю замечание.
В) Прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5) В столовой на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
А) Не буду поднимать бучу из-за пустяков.
Б) Молча возьму солонку.
В) Не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6) Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу…
А) С возмущением посмотрю на обидчика.
Б) Сухо сделаю замечание.
В) Выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7) Если кто-то из близких купил в дом вещь, которая вам не понравилась…
А) Промолчу.
Б) Ограничусь коротким тактичным комментарием.
 В) Устрою скандал.

8) Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
А) Постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней.
Б) Не скрою досады, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш.
 В) Проигрыш надолго испортит отношение.

Обработка результатов: за каждый ответ «А» — 4 балла, «Б» — 2, «В» — 0. В зависимости от количества баллов результаты интерпретируются следующим образом:

22–32 балла — вы миролюбивы, стараетесь избегать конфликтов в школе и не вступать в споры за пределами рабочего пространства. Вы крайне редко стараетесь доказывать свою позицию, поэтому иногда вас могут считать приспособленцем. Вам следует набраться смелости и более уверенно отстаивать свои взгляды. 

11–21 балл — вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликты в школе не всегда касаются вас, вы готовы серьезно спорить только в случае невозможности отстоять свою позицию другим способом. В конфликтной ситуации вы говорите то, что думаете, не беспокоясь о последствиях такого поведения. Это заставляет собеседников вести себя уважительно. 

До 10 баллов — вы не можете жить без споров и конфликтов. Вы часто критикуете других, но крайне резко реагируете на замечания, услышанные в свой адрес. Ваши собеседники часто оказываются в неприятных ситуациях, а конфликты в школе нередко возникают по вашей вине. Ваши несдержанность и грубость отталкивают людей. Надо постараться перебороть данные черты характера.

Практическая часть

5. Упражнение «Гвалт»

Цель: научится быстро определять ключевую информацию.

Инструкция. Педагоги разбиваются на пары, каждая пара размещается на максимально возможной удаленности от других участников. По команде ведущего все начинают разговаривать. Каждому педагогу следует постараться поддерживать беседу со своим партнером, не реагируя на шумовой фон. 

Упражнение «Гвалт» прекрасно демонстрирует конфликты в школе и проблемы общения между участниками образовательного процесса. Педагоги, работая в постоянном шуме, часто просто не слышат аргументы противоположной стороны, что усугубляет течение конфликтной ситуации. 

Во время обсуждения этого упражнения ведущий может попросить участников привести примеры из реальной жизни, демонстрирующие избирательность отношения к людям. 

6. Упражнение «Трудный разговор»

Цели: приобретение умения ведения трудных переговоров, умения правильно выражать противоположную позицию.

Инструкция. Ведущий предлагает участникам выступить в роли участников образовательных отношений – учителя и мамы ученика – в нескольких конфликтных ситуациях. Для демонстрации каждого конфликта выбирается новая пара участников. В случае, если видение ситуаций педагогами отличается от предложенных сценариев ситуаций, они могут разыграть свой вариант. 

При анализе разыгранных конфликтов в школе следует учитывать два параметра: способы выражения чувств учителем и мамой ученика, использование выразительных движений каждой из сторон во время конфликта.

Ситуация 1. На продленке, незадолго до прихода мамы, ребенок упал и ударился головой. Телефона мамы пострадавшего ребенка у педагогического работника по какой-то причине не оказалось, потому было принято решение не вызывать скорую до прихода родителей. Мама ребенка пришла в группу в раздраженном состоянии после тяжелого рабочего дня. Нужно разыграть, как следует донести до мамы весть о падении ребенка. 

Ситуация 2. Ребенок пожаловался на педагога, рассказал, что его одного из всего класса постоянно ругают, во время перемены заставляют стоять смирно, а еще учитель обзывает его. Злая мама пришла в школу с намерением прояснить ситуацию и требовать наказания для учителя. 

Ситуация 3. Ребенок ведет себя очень агрессивно: толкает других детей, забирает у них игрушки, не реагирует на замечания старших. Родители других детей попросили учителя поговорить с мамой агрессивного ведущего себя малыша. Нужно разыграть этот разговор. 

7. Упражнение «Абсурдная просьба»

Цель: развитие умения находить оптимальное решение конфликтной ситуации.

Инструкция. Участники делятся на 4–5 команд. Каждая из них от лица родителей пишет абсурдную (или трудновыполнимую) просьбу учителю, например: «Анна Владимировна, моя дочка очень любит этот бант, но он часто развязывается, а коса расплетается. Поэтому прошу Вас заплетать моей дочери косу и завязывать бант, чтобы она выглядела аккуратно». После этого команды обмениваются письмами и стараются дать ответ от имени учителя на письма друг друга. По окончании работы представители команд зачитывают ответы вслух, а их оппоненты отвечают, удалось ли достичь компромисса и решить проблему. Если достичь взаимопонимания по одной из ситуаций не удалось, тогда все педагоги вместе с ведущим обсуждают, как разрешить спор к всеобщему удовлетворению. 

Это упражнение показывает, что путь выхода из конфликта зависит от обстоятельств конкретной ситуации, а поведение одних и тех же участников образовательных отношений в разных спорах может отличаться. 

8. Релаксация «Восточный танец»

Цели: снятие эмоционального и мышечного напряжения, поднятие настроения.

Примечание. Ведущему важно понимать, что упражнение «Абсурдная просьба» вызывает бурные обсуждения, что не позволяет быстро сменить вид деятельности. Поэтому для продуктивного завершения семинара следует осуществить релаксацию. 

Инструкция. Участникам предлагается исполнить восточный танец. Ведущий может показать, какие именно движения следует производить.

9. Обсуждение, подведение итогов. 

Вопросы, которые следует задать участников:

  • Был ли семинар полезен для вас, узнали ли вы что-то новое?
  • Как вы думаете, пригодятся ли полученные знания?
  • Что вы чувствовали, выполняя упражнения?
  • Ваши пожелания на следующую встречу?



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль