Электронные учебники в школе: риски и преимущества

365

Многие директора школ и родители хотят, чтобы дети учились по электронным учебникам. Преимущества использования мобильных электронных средств очевидны: возможность в разы снизить вес школьных ранцев, привлечь внимание школьников к учебному материалу, изложенному на непривычном носителе, сэкономить время на поиск необходимой информации. Однако электронные учебники в школе следует вводить осторожно, поскольку негативный опыт использования новаторских носителей заставит детей и родителей надолго отказаться от подобных экспериментов, в том числе от использования любых электронно-образовательных ресурсов

Право использовать электронные учебники в школе предусмотрено действующим законодательством. Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем учебным предметам и курсам, реализуемым в рамках основных образовательных программ. 

Данное право позволяет участникам образовательного проекта в рамках экспериментальной деятельности выбрать использование электронных учебников в школе. Руководству школы в данном случае следует действовать поэтапно. 

В рамках подготовки к введению электронных учебников в школе следует выполнить следующие действия: 

  • сформировать творческую группу, в состав которой рекомендуется включить представителей школьной администрации, учителя информатики, педагогов начальных и средних классов, готовых провести показательные уроки с электронными учебниками;
  • оценить готовность педагогов к использованию электронных учебников;
  • мотивировать учителей-предметников, детей и родителей к использованию электронных учебников в школе;
  • решить вопрос финансового обеспечения, необходимого для закупки электронных учебников;
  • провести показательные уроки с помощью электронных учебников;
  • сделать анализ промежуточных результатов использования электронных учебников в школе;
  • подвести итоги реализации проекта;
  • тиражировать опыта в рамках школы. 

Следует отметить, что на этапе введения учебников нового поколения некоторые педагоги могут проявить настороженность из-за страха не справиться с девайсами и потерять авторитет в глазах учеников. Школьной администрации следует учитывать этот момент, создать условия для повышения квалификации учителей в данном вопросе, стимулировать педагогов морально и материально.

Особенности реализации проекта введения электронных учебников в школе (на примере гимназии № 69 г. Омска)

Средства на реализацию проекта руководству школы пришлось искать самостоятельно. Действовали по принципу добровольности и личной заинтересованности — и в отношении родителей, и в отношении педагогов.

Перед началом проекта в начальной школе провели информационные собрания для учителей, продемонстрировали представителям родительских комитетов классов демоверсии электронных учебников, предлагаемых системой дистрибуции, рассказали о том, на каких условиях сотрудничает фирма, реализующая учебники, о стоимости проекта.
Для использования учебников на уроке у каждого ученика должен быть ноутбук или планшет. Не все родители были готовы к тому, чтобы купить их за свой счет. Поэтому нам пришлось приобрести и установить мобильный компьютерный комплекс из 12 ноутбуков.

Серьезные расходы предполагало и приобретение самих электронных версий учебников. Стоимость комплекта из 25 ключей и комплектов учебников для 2-го класса составляла 112,5 тыс. руб. В 2013 г. приобрести их помог благотворитель. В последующие годы родители покупали комплекты учебников уже на собственные средства.

Внедрить электронные учебники в старшей школе оказалось еще сложнее. Родители категорически не хотели тратить на это деньги. Кроме того, их раздражал тот факт, что занятия будет проводить другой педагог, а это значит, что им придется вкладывать средства в модернизацию оборудования аудитории, закрепленной за другим педагогом и другим классом.

Проанализировав ситуацию, мы обратились в департамент образования администрации г. Омска с просьбой выделить средства для приобретения комплекта планшетных устройств, электронных учебников и передвижного шкафа-хранилища. Нам была оказана финансовая помощь в размере 250 тыс. руб. Помог нам и благотворительный фонд содействия развитию гимназии.

Промежуточные итоги введения электронных учебников в школе

Администрация гимназии, коллеги из других школ и даже представители омских информационных каналов неоднократно спрашивали учащихся и родителей об удобстве использования электронных учебников.

Все, принявшие участие в опросах, высказались «за». Аргументы: «портфель стал легким», «экономия бумаги», «нельзя отставать от технического прогресса», «классический учебник не исчез, но получил интересное дополнение», «все новое требует и новых средств изучения».

Педагоги отметили, что электронные учебники в школе позволяют легко вовлекать детей в образовательный процесс, стимулировать творческое мышление, благодаря чему повышается скорость усвоения учебного материала.

Следует отметить, что использование учебников нового поколения, в которых представлено большое количество иллюстраций и дополнительной информации, эффективно на всех этапах урока. Девайсы позволяют легко изучать новую информацию, в том числе с прослушиванием аудиофрагментов, осуществлять промежуточные проверки и лабораторные работы, искать дополнительные данные. 

Использование электронных учебников в школе удобно и для педагогов: на  одном устройстве можно хранить материалы для работы с разными классами, методические пособия, справочники. 
Конечно, электронные учебники имеют ряд недостатков. Например, их мощности не позволяют производить математические измерения, поскольку на столах у школьников чаще всего оказываются разные устройства. Да и сами электронные версии учебных пособий далеки от идеала: в них преобладает текстовая информация, чтение которой с экрана кажется для детей утомительным. 

Охрана здоровья детей в процессе использования электронных учебников в школе

Внедряя в образовательный процесс электронные учебники, нужно помнить о здоровье детей.

Наши ученики-второклассники, получив планшеты, стали массово играть в компьютерные игры на переменах. Вместо того чтобы отвлечься от экрана, дать отдохнуть глазам, они продолжали сидеть на месте или вставали группками в коридоре. Из-за беспрерывной работы устройства тратили много энергии, и их приходилось постоянно заряжать.

Чтобы решить эту проблему, администрация гимназии привлекла отряд вожатых для проведения физкультурной зарядки, танцевальных флешмобов и подвижных игр с детьми на переменах. Учителя физической культуры составили специальные комплексы упражнений в целях профилактики близорукости, сколиоза и гиподинамии. Классный руководитель ввела динамические паузы на уроках и усилила контроль за тем, чтобы дети на переменах оставляли планшеты в покое.

В результате за время реализации проекта ни у одного ребенка в классе не ухудшились зрение и осанка, а устройства стали работать целый день без подзарядки.

В целом опыт внедрения электронных учебников в образовательную деятельность по представленному выше проекту можно признать успешным. Благодаря нововведению повысилось качество обучения и интерес учеников к предметам. Конечно, введение электронных учебников в школе потребовало дополнительных финансовых вливаний: на создание и поддержку материально-технической и методической базы, подготовку и стимулирование учителей, разработку мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей. Но если школьная администрация готова столкнуться с этими проблемами, но электронные учебники в школе следует вводить.  



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль