Учебная нагрузка в образовательном учреждении и основания для ее изменения

408

Приказ № 1601 фиксирует порядок закрепления учебной нагрузки педагога, которая прописана в трудовом договоре (далее — Порядок) и регламентирует порядок внесения изменений в верхний предел нагрузки. Учебная нагрузка в образовательном учреждении устанавливается до начала спортивного сезона или учебного года локальным нормативным актом, ориентируясь на педагогов, которые выполняют учебную и педагогическую деятельность. Объем работы прописывается в трудовом договоре.

Понятие учебной нагрузки в образовательном учреждении

Учебная нагрузка — количественная составляющая трудовой деятельности учителя, преподавателя, педагога и старшего педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя и старшего тренера-преподавателя, поэтому ее объем является обязательной составляющей трудового договора и вытекающими правовыми аспектами.  

Пунктами 1.5 и 1.6 Порядка установлены ограничения на снижение объема учебной нагрузки в образовательном учреждении по инициативе работодателя. Объем работы по инициативе работодателя может быть сокращен только в том случае, когда соответственно сокращается число классов, занимающихся групп, учащихся, количества часов по учебным планам и графикам. Снижение объема работы может влиять на размер заработной платы, но работодатель обязан уведомить об этом не позднее чем за два месяца.

Распределение учебной нагрузки педагога

Учебная нагрузка педагогического рабтника на будущий год определяется перед тем, как он уходит в отпуск. Это нужно сделать не только для того, чтобы сотрудник понимал объем работы на новый учебный год, но также для того, чтобы своевременно уведомить его о снижении нагрузки согласно п. 1.6 Порядка.

Если не соблюдать эти условия, то после окончания отпуска педработников, работодателю придется на протяжении двух месяцев сохранять им прежний размер заработной платы (то есть в течение того срока, за который должен был предупредить работника об изменении условий трудового договора и объема работы).

Учебная нагрузка в образовательном учреждении: учителя и преподаватели

Учебная нагрузка учителей рассчитывается, опираясь на количество часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения ОО и не ограничивается верхним пределом. Преподавателям ОО, которые выполняют образовательную деятельность в области физической культуры и спорта, искусств нагрузки рассчитывается аналогичным образом. Те учителя, которые не могут получить учебную нагрузку педагога в том объеме, который соответствует норме часов работы преподавателя, должны получать гарантированную ставку заработной платы в полном объеме при условии, что они будут иметь догрузку иной педагогической работой (однако формы догрузки не определены в Приказе № 1601). Выплата ставки заработной платы в полном размере на указанных условиях гарантируется учителям, указанным в п. 2.2 Порядка.

Работодатель вправе лично определять вид догрузки, опираясь на п. 2.5 Положения № 69. Чтобы сохранить полную ставку, например, учителям начальных классов предлагается работа в группе продленного дня (далее — ГПД). Важно, что работа в счет догрузки не должна превышать количество рабочих часов в неделю не достающих до 18, независимо от того, за какую норму часов педагогической работы в неделю устанавливается ставка заработной платы воспитателям ГПД.

Вычисления догрузки в этом случае предельно просты. Учитель младших классов, который не преподает отдельные предметы и имеет учебную нагрузку педагога в неделю 16, 14 или менее часов, вправе получить от работодателя догрузку педагогической работы соответственно на 2, 4 или более часов в неделю (или иного количества, не достающего до 18) для получения полной ставки заработной платы. Если учитель начальных классов, которые в качестве догрузки взяли работу воспитателя ГПД и выполняют ее в объеме, который превышает необходимое количество часов, тогда отработанное время подлежит оплате согласно должности воспитателя ГПД на условиях, установленных нормативными актами, имея в виду, что ставка заработной платы воспитателей в ГПД устанавливается за 30 ч в неделю.

Если сотрудник выполняет в одной образовательной организации педагогическую работу на разных должностях, это нельзя считать совместительством, а потому необходимо дополнительно оплачивать, согласно п. 2 постановления Минтруда России от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры». Если же педагогическая работа выполняется в одноименных должностях, тогда она считается педработой сверх нормы часов, а не совместительством, а потому оплачивается пропорционально объему педработы, согласно положению прим. 4 п. 1 к Приказу № 1601.

При этом гарантировано сохраняется заработная плата в заданном размере, если в течение учебного года по независящим от них причинам был снижен объем работы по сравнению в запланированной нагрузкой за начало года. Изменения применяются после того, как истечет двухмесячный срок, в который работодатель письменно уведомил учителей о снижении нагрузки, указывая причины, спровоцировавшие подобные изменения, согласно п. 1.5 Порядка.

Согласно гл. III Порядка определение учебной нагрузки педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования и учебной (тренировочной) нагрузки тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей и ее изменение выполняется, учитывая специфику выполнения дополнительных общеобразовательных программ в области искусств, физической культуры и спорта, программ спортивной подготовки применительно к положениям гл. II Порядка, если имеются схожие основания для их применения.

Учебная нагрузка педагогов, находящихся в отпуске по уходу за ребенком

Приказом № 1601 впервые на федеральном уровне регламентирован ход определения рабочей нагрузки учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей, которые пребывают в отпуске по отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Названная категория специалистов получает рабочую нагрузку на общих основаниях, включая тех, для кого образовательная организация является основным местом работы, для них сохраняется объем работы и преемственность преподавания предметов, курсов, дисциплин (модулей) в классах (классах-комплектах), группах, исключая случаи, предусмотренные п. 1.7 Порядка.

Сохранения необходимого объема работы и преемственность преподавания достигается за счет предоставления учителям и преподавателям выпускных групп и классов нагрузки в классах и группах, в которых только начинается изучение преподаваемых ними дисциплин, курсов, предметов. После расчета рабочей нагрузки учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям, которые пребывают в отпуске по уходу за ребенком, объем работ на указанный период (до достижения ребенком возраста трех лет) распределяется между другими педработниками. После выхода работника из отпуска или приеме сотрудника на постоянной основе, педработники, которые выполняли определенные задачи временно, прекращают их выполнение.

Определение и изменение учебной нагрузки лиц, замещающих должности педагогических работников по совместительству, а также путем замещения таких должностей наряду с работой, определенной трудовым договором (в т. ч. руководителями ОО, их заместителями, другими работниками наряду со своей основной работой), осуществляется в порядке, предусмотренном гл.  I-IV и VI Порядка.

Особое внимание следует обратить на п. 5.4 Порядка, в котором урегулирован вопрос по оформлению выполнения учебной нагрузки лицами, выполняющими такую работу наряду с работой, определенной трудовым договором, т. е. наряду с работой в должности руководителя, заместителя руководителя, педагога-психолога и т. д.

Оформление выполнения работы в указанных случаях осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указывается срок, в течение которого будет выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание, объем учебной нагрузки и размер оплаты.

Учебная нагрузка педагога и режим рабочего времени

Длительность рабочего дня и норм часов педработника регулируется Приказом № 1601 и Положением № 69. Наличие каникулярного периода обуславливает особенности режима рабочего времени педагогических работников ОО. Каникулярное время является временем отдыха для учащихся и временем работы для сотрудников сферы образования, если только они не совпадают с ежегодным оплачиваемым отпуском работника. Регулирование режима рабочего времени в каникулярный и неканикулярный период не подлежит изменению, однако характер работ существенно изменяется.

Соответствующие положения прописываются в должных инструкциях, регламентируя уточнение перечня работ, свойственных должности. В заданный период учителя и преподаватели преимущественно занимаются методической, педагогической, организационной работой в пределах нормируемой части их рабочего времени, соответствующей установленному объему учебной нагрузки или педагогической работы, определенному им до начала каникул. Увеличение объема работ в период каникул возможно только в том случае, если на этот период намечены соответствующие виды работ и мероприятий. Оплата труда за указанный каникулярный период соответствует той, что была установлена при тарификации до каникул.

Аналогичные нормы Положения № 69 действуют для регулирования рабочего времени работников ОО в период отмены учебных занятий (образовательного процесса) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, а также в периоды проведения выборов и единого государственного экзамена или государственной итоговой аттестации на базе образовательного учреждения. Привлечь к работе сотрудника в период, который не совпадает с отпуском, руководитель может только на основании распорядительных актов ОО и с согласия работника.

Учебная нагрузка педагога и длительность рабочего дня перед праздничными и выходными днями

Длительность рабочего дня накануне нерабочих праздничных и выходных дней определяется согласно ст. 95 ТК РФ, в которой зафиксировано, что продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час, что распространяется и на педработников. При этом рабочее время учителей, преподавателей ОО, которые осуществляют образовательные программы среднего профессионального образования, педагогов и старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей, включает нормируемую части (18 ч в неделю либо 720 ч в год – установленная рабочая нагрузка) и часть рабочего времени, не имеющей четких границ. Вторая часть связана с должностными обязанностями, правилами внутреннего трудового распорядка и уставом ОО, планами, графиками. Учитывая это, длительность рабочего дня сокращают на один час от рабочего времени, связанного с педагогической деятельностью. Если уменьшение продолжительности смены невозможно в силу непрерывного действия организации, сотрудник получает дополнительное время отдыха. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль