Тревожность в ситуациях проверки знаний школьников

330

В ходе проверки знаний школьников наиболее часто встречаются такие страхи: страх перехода в другую школу, ответа у доски, оценки знаний, несоответствия оценки требованиям окружающих и другие страхи. Чтобы определить, какие именно страхи испытывает ученик, учитель вместе с педагогом-психологом может использовать методику многомерной оценки детской тревожности Е.Е. Ромицына.

Описание методики Е.Е. Ромицына для измерения тревожности в ситуациях проверки знаний школьников

Методика многомерной оценки детской тревожности представляет из себя лист с утверждениями, который поможет определить уровень тревожности в ситуациях проверки знаний школьников. Школьнику предлагается либо согласиться с утверждением, либо — нет. Согласие с ответом выражается символом «+», несогласие — «-».

Лист утверждений:

  • Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал?
  • Обычно ты волнуешься при ответе или выполнении контрольных заданий?
  • Выполнив задание, ты беспокоишься о том, хорошо ли с ним справился?
  • Мечтаешь ли ты о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  • Бывает ли так, что, отвечая перед классом, ты начинаешь заикаться и не можешь ясно произнести ни одного слова?  
  • Обычно ты спишь неспокойно накануне контрольной или экзамена?
  • Часто ли ты получаешь низкую оценку, хорошо зная материал, только из-за того, что волнуешься и теряешься при ответе?         
  • Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  • Часто ли бывает такое, что у тебя слегка дрожит рука при выполнении контрольных заданий?
  • Беспокоишься ли ты по дороге в школу о том, что учитель может дать классу проверочную работу?

После того как школьник проставил плюсы там, где он согласен с утверждениями, он должен их подсчитать. Полученное количество баллов обозначается символом «К» и сравнивается с ключом к методике.

Интерпретация результатов методики Е.Е. Ромицына для измерения тревожности в ситуациях проверки знаний школьников

Уровень тревожности в ситуациях проверки знаний школьников различается для мальчиков и девочек. Методика Е.Е. Ромицына учитывает эти особенности.

Для мальчиков уровень тревожности оценивается следующим образом:

  • если К = 0, уровень тревожности низкий;
  • если 1 ≤ К ≤ 4, уровень тревожности средний;
  • если К = 5, К = 6, уровень тревожности повышенный;
  • если 7 ≤ К ≤ 10, уровень тревожности крайне высокий.

Для девочек разработана следующая градация:

  • если К = 0, К = 1, уровень тревожности низкий;
  • если 2 ≤ К ≤ 6, уровень тревожности средний;
  • если К = 7, К = 8, уровень тревожности повышенный;
  • если К = 9, К = 10, уровень тревожности крайне высокий.

Если у учащегося обнаружен низкий уровень тревожности, то это означает, что для него состояние тревожности само по себе несвойственно в ситуации проверки знаний школьников. Школьник стремится вызвать как можно более бурную реакцию со стороны педагогов и других учащихся на свои поступки и высказывать, смутить или даже шокировать окружающих. Такие учащиеся любят быть на виду независимо от того, какое впечатление производят.

Предположительно, для такого школьника учеба не стоит на первом месте и конкурирует с другими видами деятельности. Также можно предположить некоторую облегченность восприятия и мышления, высокую самооценку и уверенность в себе, свободное проявление эмоций в поведении и независимость. Низкое количество баллов также может быть обусловлено нежеланием учащегося искренне отвечать на опросник.

При средних показателях ученик демонстрирует нормальный уровень тревожности в ситуациях проверки знаний школьников, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. Школьник адекватно оценивает подобные ситуации, объективно оценивая свои возможности, не демонстрирует повышенную чувствительность, социальную зависимость или сверхконтроль.  В поведении можно наблюдать черты уверенности, решительности, самостоятельности.

При повышенном уровне тревожности ученик может испытывать негативное отношение к публичной демонстрации своих знаний перед либо незнакомой ему аудиторией, либо перед аудиторией, которая важна для него. Устным ответам он предпочитает письменные, отлично справляясь с письменными заданиями, контрольными и внеклассными работами, поскольку здесь отсутствует публичная оценка знаний школьника.

При крайне высоком уровне тревожности в ситуациях проверки знаний школьников ученик испытывает негативное отношение к демонстрации своих знаний, боится отвечать перед классом или у доски. Причем, его переживания могут быть настолько сильными, что он не сможет произнести ни одного слова, у него будут подкашиваться ноги и т.д. У ученика могут рано сформироваться чувства долга, ответственности, высокие моральные и этические требования к себе. Он склонен находить массу недостатков в себе. Данные особенности могут обусловливать такие изменения в познавательной деятельности, как ослабление концентрации и переключаемости внимания, трудности при отделении главного от второстепенного и др.

Таким образом, во время обучения школьник сталкивается с большим количеством ситуаций проверки знаний школьников, которые могут вызвать у него страх или тревожность. Методика Е.Е. Ромицына помогает определить, насколько они сильны у конкретного ребенка, а результаты теста помогут учителю и педагогу-психолог помочь школьнику в дальнейшем обучении.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль