Дополнительные общеобразовательные программы для детей: основные характеристики

144

Для разработки дополнительных общеобразовательных программ для детей важно определить законодательно установленные характеристики, которые значительно упростят данный процесс. Они заложены в нормативно-правовых документах и предусматривают следующие позиции. Программы дополнительного образования:

  • разрабатываются и утверждаются самостоятельно образовательной организацией, это её исключительное право и ответственность;
  • определяют содержание и сроки освоения учебного материала;
  • учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
  • реализуются как для детей, так и для взрослых.

Стоит отметить, что многие организации уже начинают разрабатывать специальные программы для взрослых. Осваивать их могут любые лица, никаких требований к уровню образования и способностей не предъявляется.

Приём на дополнительные общеобразовательные программы для детей и взрослых определяется локальным актом организации. То есть руководитель самостоятельно устанавливает правила, которые не выходят за рамки закона, но регламентируют ситуацию в конкретном образовательном учреждении. В соответствии с законом, данный локальный акт должен быть общедоступен для всех участников учебного процесса и размещён в сети Интернет на сайте организации с разрешением на просмотр и скачивание.

Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей

Для дополнительного образования федеральные государственные стандарты не предусмотрены. Порядок организации и осуществления деятельности в данной сфере определяется законодательно установленными характеристиками, как, например, то, что дополнительные общеобразовательные программы для детей реализуются в течение всего календарного года, включая каникулы. Помимо этого, существуют федеральные государственные требования, но они распространяются только на дополнительные предпрофессиональные программы.

Подобные позиции относятся исключительно к деятельности образовательного учреждения. То есть тот факт, что организация должна реализовывать программу в течение всего календарного года не накладывает ограничений на минимальное или максимальное количество часов, необходимое для усвоения содержания дополнительной общеобразовательной программы для детей. Таким образом, педагог в праве самостоятельно определить время, которого, по его мнению, хватит на изучение учебного материала по конкретным программам.

Их содержание должно ежегодно обновляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Изменения должны учитывать развитие науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Занятия по таким программам проводятся по шести направленностям:

  • техническая;
  • естественно-научная;
  • физкультурно-спортивная;
  • художественная;
  • туристско-краеведческая;
  • социально-педагогическая.

То есть процесс обучения проходит в объединениях по интересам. Это могут быть различные клубы, секции, кружки, лаборатории и так далее. Занятия проводятся в одновозрастных и разновозрастных группах, в которые допускается включение родителей. Осуществление индивидуального обучения по дополнительным общеобразовательным программам для детей также является возможным.

Кроме того, могут проводиться аудиторные, внеаудиторные занятия и массовые мероприятия. Количество учащихся в объединении, их возраст и продолжительность обучения зависит от направленности программы и определяется локальным актом образовательной организации. В документе также указывается форма, порядок и периодичность проведения промежуточных аттестаций.

Каждый учащийся имеет право заниматься в одном или нескольких объединениях. Расписание занятий составляется администрацией с учётом оптимально удобных условий для педагогических работников, детей и родителей. При реализации дополнительных общеобразовательных программам для детей могут проводиться различные массовые мероприятия, например выезды для совместного труда и отдыха. Подобные позиции определяются нормативными документами и подлежат исполнению. Всё, что идёт в их развитие, также закрепляется локальным актом.

Дополнительные общеобразовательные программы для детей, как и основные, могут реализоваться с применением модульного принципа, использованием сетевой формы, электронного и дистанционного обучения. Эти технологии рекомендуется внедрять в данную сферу, особенно сетевую форму, которая позволяет использовать ресурсы нескольких организаций, в том числе и иностранных.

Ответственность, компетенции, права и обязанности учебного учреждения, осуществляющего разработку и реализацию дополнительных общеобразовательных программ для детей закреплены в законе. Важно понимать, что осуществление контроля за успеваемостью учащихся и индивидуальный учёт их результатов – это тоже ответственность образовательной организации. Об этом необходимо помнить всем педагогам, работающим в данной сфере, соблюдая подобные принципы в своей практической деятельности.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль