Дополнительные общеобразовательные программы для детей: основные характеристики

180

Для разработки дополнительных общеобразовательных программ для детей важно определить законодательно установленные характеристики, которые значительно упростят данный процесс. Они заложены в нормативно-правовых документах и предусматривают следующие позиции. Программы дополнительного образования:

  • разрабатываются и утверждаются самостоятельно образовательной организацией, это её исключительное право и ответственность;
  • определяют содержание и сроки освоения учебного материала;
  • учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
  • реализуются как для детей, так и для взрослых.

Стоит отметить, что многие организации уже начинают разрабатывать специальные программы для взрослых. Осваивать их могут любые лица, никаких требований к уровню образования и способностей не предъявляется.

Приём на дополнительные общеобразовательные программы для детей и взрослых определяется локальным актом организации. То есть руководитель самостоятельно устанавливает правила, которые не выходят за рамки закона, но регламентируют ситуацию в конкретном образовательном учреждении. В соответствии с законом, данный локальный акт должен быть общедоступен для всех участников учебного процесса и размещён в сети Интернет на сайте организации с разрешением на просмотр и скачивание.

Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей

Для дополнительного образования федеральные государственные стандарты не предусмотрены. Порядок организации и осуществления деятельности в данной сфере определяется законодательно установленными характеристиками, как, например, то, что дополнительные общеобразовательные программы для детей реализуются в течение всего календарного года, включая каникулы. Помимо этого, существуют федеральные государственные требования, но они распространяются только на дополнительные предпрофессиональные программы.

Подобные позиции относятся исключительно к деятельности образовательного учреждения. То есть тот факт, что организация должна реализовывать программу в течение всего календарного года не накладывает ограничений на минимальное или максимальное количество часов, необходимое для усвоения содержания дополнительной общеобразовательной программы для детей. Таким образом, педагог в праве самостоятельно определить время, которого, по его мнению, хватит на изучение учебного материала по конкретным программам.

Их содержание должно ежегодно обновляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Изменения должны учитывать развитие науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Занятия по таким программам проводятся по шести направленностям:

  • техническая;
  • естественно-научная;
  • физкультурно-спортивная;
  • художественная;
  • туристско-краеведческая;
  • социально-педагогическая.

То есть процесс обучения проходит в объединениях по интересам. Это могут быть различные клубы, секции, кружки, лаборатории и так далее. Занятия проводятся в одновозрастных и разновозрастных группах, в которые допускается включение родителей. Осуществление индивидуального обучения по дополнительным общеобразовательным программам для детей также является возможным.

Кроме того, могут проводиться аудиторные, внеаудиторные занятия и массовые мероприятия. Количество учащихся в объединении, их возраст и продолжительность обучения зависит от направленности программы и определяется локальным актом образовательной организации. В документе также указывается форма, порядок и периодичность проведения промежуточных аттестаций.

Каждый учащийся имеет право заниматься в одном или нескольких объединениях. Расписание занятий составляется администрацией с учётом оптимально удобных условий для педагогических работников, детей и родителей. При реализации дополнительных общеобразовательных программам для детей могут проводиться различные массовые мероприятия, например выезды для совместного труда и отдыха. Подобные позиции определяются нормативными документами и подлежат исполнению. Всё, что идёт в их развитие, также закрепляется локальным актом.

Дополнительные общеобразовательные программы для детей, как и основные, могут реализоваться с применением модульного принципа, использованием сетевой формы, электронного и дистанционного обучения. Эти технологии рекомендуется внедрять в данную сферу, особенно сетевую форму, которая позволяет использовать ресурсы нескольких организаций, в том числе и иностранных.

Ответственность, компетенции, права и обязанности учебного учреждения, осуществляющего разработку и реализацию дополнительных общеобразовательных программ для детей закреплены в законе. Важно понимать, что осуществление контроля за успеваемостью учащихся и индивидуальный учёт их результатов – это тоже ответственность образовательной организации. Об этом необходимо помнить всем педагогам, работающим в данной сфере, соблюдая подобные принципы в своей практической деятельности.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль