Основные санитарные требования школ, их изменения

903

Школьные образовательные стандарты содержат требования к условиям реализации основных образовательных программ. В эти требования включены кроме прочего условия, которые касаются санитарно-гигиенической безопасности.

Стандарт, по которому сегодня обучается достаточно много детей, разрабатывался совместно с теми поправками и обновлениями, которые коснулись санитарных требований школ, чтобы внедряемые новшества были гармоничными и непротиворечивыми.

Нормативное регулирование санитарных требований школ

Существует целый ряд государственных документов, которые призывают обеспечивать благоприятные и безопасные условия обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

В частности, это национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которая рассчитана до 2025 года. Согласно документу, не допускается организация обучения детей в помещениях, которые представляют угрозу для жизни. Кроме того, должны внедряться самые современные дизайнерские решения, которые обеспечивают комфортную школьную среду.

Это требование реализовать сложно, поскольку с фондом школьных зданий наблюдается очень тревожная ситуация. Многие из них находятся в аварийном состоянии и не отвечают санитарным требованиям школ, а четверть детей школьного возраста вынуждены обучаться в две или три смены. Инициатива «Наша новая школа» предполагает, что к 2025 году все дети будут обучаться в одну смену и будут созданы должные условия для их комфорта.

Какие существуют нормативные документы, регулирующие санитарные требования школ? Рассмотрим основные из них:

  1. В первую очередь, это санитарные правила, которые были утверждены в 2010 году и вступили в силу в 2011 году. За этот период к ним вышло три изменения, которые серьезно откорректировали содержание документа.
  2. Санитарные правила, которые регламентируют вопросы организации питания. Они собраны в одном документе для учреждений общеобразовательных, начального и среднего профессионального образования.
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Последний документ регламентирует деятельность коррекционных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Он содержит много санитарных требований школ, которые аналогичны требованиям к общеобразовательным школам, однако имеет свою специфику. В частности, часто обучение и воспитание таких детей связано с проживанием в интернатах. Поэтому этот документ помимо требований к образовательной деятельности содержит и требования к организации проживания детей.

В таких образовательных организациях существует специфика по организации и площади помещений, наполняемости классов, регламенту образовательной нагрузки, организации урочной и внеурочной деятельности, коррекционных занятий.

Отдельно стоит рассмотреть изменения, которые коснулись санитарных правил, вступивших в силу в 2011 году.

Изменения в санитарных требованиях школ

Основными изменениями стали следующие. Сокращены требования к участку школы, к его озеленению, зонированию. Ранее существовали требования, согласно которым нормировалась наполняемость школ, были ограничения по наполняемости – сейчас этого нет, как и данных о радиусе обслуживания. Зато включены новые показатели, которые касаются, в частности, наличия безбарьерной среды.

Сегодня все больше школ включается в инклюзивное образование, а, следовательно, должны быть предусмотрены возможности пребывания детей с разными проблемами в состоянии здоровья. Поэтому появились новые санитарные требования как к школам, так и к дошкольным учреждениям. Это требования-рекомендации, которые очень желательно выполнять, но при этом нет каких-то санкций в связи с их невыполнением.

Появились отдельные требования для малокомплектных школ. Это зафиксировано в последних изменениях, которые называются «Изменения №3 к Санитарным правилам». Также уточнены требования, которые относятся к организации обучения детей в первом классе.

Пересмотрены нормативы в сторону увеличения продолжительности занятий, на которых используются персональные компьютеры с жидкокристаллическими дисплеями. Это связано с тем, что условия зрительной работы стали более благоприятными по сравнению с дисплеями, основанными на лучевых трубках.

Увеличено максимально допустимое число уроков в день для учащихся средних и старших классов на 1 час. Возможно, это нововведение связано с тем, что многие школы переходят на 5-дневную учебную неделю, а сокращать образовательную нагрузку не хотят.

Санитарными требованиями школ разрешено проводить уроки физической культуры не только в рамках учебной деятельности, но и во внеурочное время. То есть, они могут быть перенесены, зачтены, как уроки физкультуры. Это, возможно, это связано с тем, что существует сегодня немало школ, в которых не хватает спортивных залов или площадок для проведения уроков на воздухе. В условиях климата России не всегда можно использовать площадки, поэтому наличие только одного зала для уроков физкультуры сопровождает проблемами. Спортивных залов должно быть не менее трех во всех возрастах детей.

От того, как организована жизнь ребенка в образовательных учреждениях, в значительной степени зависит его успешность обучения, здоровье, социальная адаптация, а также общее развитие.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль