Проблемы организации образовательного процесса в современной школе

264

Необходимость нового подхода к организации образовательного процесса обусловлена не только пробелами в образовании, но и состоянием здоровья школьников. Сегодня в структуре заболеваний лидируют проблемы, которые являются в значительной мере школьно обусловленными.

Недавно проводилось исследование, в ходе которого одни и те же дети ежегодно подвергались контролю по состоянию здоровья. Результаты исследования продемонстрировали, что с течением времени идет увеличение функциональных нарушений и хронической патологии. В структуре различных патологий лидируют заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата. Серьезную проблему организации образовательного процесса представляют собой болезни нервно-психического характера, а также заболевания органов зрения.

Основные проблемы организации образовательного процесса

К основным трудностям организации образовательного процесса относятся:

  1. Высокие образовательные нагрузки, интенсификация учебных программ. Не всегда используются такие педагогические технологии, которые могут снижать, нивелировать тот прессинг, который сегодня испытывают многие дети в условиях школы.
  2. Гиподинамичный характер обучения, когда статические нагрузки существенно превалируют над динамическими нагрузками.
  3. Во многих школах нерационально чередуются периоды учебы и каникул.
  4. Электронные средства обучения используются нерационально без сопровождения и грамотного подхода.
  5. Снижен возраст приема в школу.
  6. Авторитарная педагогика.
  7. Организация школьного питания.

Проблемы организации образовательного процесса: причины, последствия, способы устранения

Каковы причины плачевной ситуации со здоровьем, которая сложилась в современных школах? Одной из основных причин является то, что дети находятся в одном учебном помещении на протяжении всего учебного дня. При этом практически каждый ребенок имеет место, которое не соответствует длине его тела. Ребенок проводит за своим учебным местом много часов в день, что накладывает свой отпечаток на формирование его костно-мышечной системы. Выходом является использование мебели, которая позволяет менять рабочую позу и работать стоя. Она должна соответствовать длине тела ребенка

На протяжении учебной недели должно быть не менее трех уроков физкультуры. Однако проведение этих уроков также относится к проблемам организации образовательного процесса. В школах недостаточно залов, площадей, номенклатуры. По мере взросления дети теряют интерес к урокам физкультуры, однако начинают посещать платные спортивные залы, что говорит о плохом уровне организации физического развития в школах.

Проблемы с костно-мышечной системой и опорно-двигательным аппаратом обусловлены также тем, что дети вынуждены носить тяжелые ранцы. Особенно это актуально для детей младших классов. Здесь проблема организации образовательного процесса должна решаться комплексно. Обязательно выполнение всех требований издателями, которые выпускают детские учебники. Учителя также должны думать о том, чтобы не нагружать детей чрезмерно. Родители должны правильно подходить к выбору ранцев: широкие лямки, малый вес, форма ранца, наличие ортопедической спинки – все это позволит сохранить осанку.

Важно уделить внимание тому, в каком возрасте ребёнок начинает обучение в школе. Сегодня продолжает увеличиваться количество детей, у которых к началу школьного обучения не сформировались необходимые функции, что также ведет к проблемам организации образовательного процесса. Это более выражено у мальчиков, чем у девочек, поскольку темпы развития мужского и женского организмов различны. Поэтому, особенно для мальчиков, важно набрать достаточно показателей, которые характеризуют школьную зрелость, а только потом поступать в школу. Иначе возникает риск нарушения психического здоровья, снижение успеваемости и учебной мотивации ребенка.

Дети, которые не достигли школьной зрелости, не достаточно быстро реагируют на требования и замечания учителя, не всегда вовремя извлекают нужную информацию из памяти, имеют социальные проблемы, так как не всегда хорошо воспринимаются сверстниками. В результате у ребенка формируется стереотип неуспеваемости. И это относится уже не к проблемам организации образовательного процесса как такового, а к неправильному выбору времени, когда ребенка отдают в школу. Это сказывается на показателях состояния здоровья. Проведенные исследования показывают, что дети, которые пришли в школу в возрасте менее 6,5 лет, на протяжении всего обучения более быстрыми темпами набирают проблемы в состоянии здоровья.

В вопросе, когда отдавать ребенка в школу, важна работа с родителями, которые не имеют необходимых знаний и не всегда понимают, чем рискуют. Образовательное учреждение не может не принять ребенка, однако должно полностью проинформировать родителей, чем чреваты ранние занятия детей в школе.

Сознание и своевременное устранение проблем организации образовательного процесса в школе поможет детям гармонично развиваться физически, интеллектуально и психически, что повысит образовательные результаты. Поэтому педагогам и администрации школ так важно правильно подойти к организации учебного процесса.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль