Основные требования к дополнительной образовательной программе

178

Среди направлений для инновационного поиска по обновлению содержания дополнительного образования можно выделить разработку программ для разных категорий детей и групп учащихся с учётом новых профессий, появляющихся в сферах науки, искусства, культуры и спорта. Требования к дополнительной образовательной программе включают в себя развитие персонализированного, углублённого и профильного обучения, а также поддержку различных инновационных методов в области научно-технического творчества, естественнонаучного и научно-практического образования.

Вектор в развитии нового содержания образования обращён также к формированию психологических установок личности, социальных компетенций, готовности к адаптации в меняющемся мире и способности обучаться на протяжении всей жизни. Одним из важных требований к дополнительной образовательной программе является создание условий для реализации и решений всех обозначенных позиций. Исходя из концепции, всё это фактически является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего.

Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях:

  • свобода выбора и режима освоения;
  • соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
  • вариативность, гибкость и мобильность;
  • разноуровневость и модульность содержания;
  • ориентация на метапредметные и личностные результаты;
  • творческий и продуктивный характер образовательных программ;
  • открытый и сетевой характер реализации.

Все обозначенные позиции целесообразно считать основными требованиями к дополнительной образовательной программе и рассматривать их следует как первоочередные задачи. Без понимания всей концепции разработать актуальную, современную и нужную детям программу практически невозможно.

Законодательные требования к дополнительной образовательной программе

Нормативно-правовая база дополнительных общеобразовательных программ уже сформирована на достаточно высоком уровне. В федеральном законе закреплены основные положения, подзаконные акты и инструктивные письма, поэтому с главными требованиями к дополнительной образовательной программе уже должны быть ознакомлены педагоги, работающие в данной сфере.

Стоит отметить, что на региональном уровне тоже разрабатываются документы, которые на регулируют реализацию программ и порядок организации дополнительного образования детей в целом. Например, для московских учебных заведений есть соответствующие приказы Департамента образования Москвы, которые устанавливают правила реализации, финансирования и другие требования к дополнительным образовательным программам.

Главная проблема заключается в том, что тот документ, которым руководствовались педагоги последние несколько лет (Примерные требования к дополнительным образовательным программам), сильно устарел. И теперь сотрудникам учебных учреждений нужно придерживаться чётких ориентиров, соответствующих современным законам, и основываться на них при разработке и оформлении своего главного документа. На уровне регионов уже приняты примерные требования к дополнительным образовательным программам и педагоги уже могут ими руководствоваться при разработке.

Дополнительному образованию в законе посвящены главы 1, 2, 6, 10, 11 и 75. Некоторые упоминания есть и в других статьях, но глава 10 полностью посвящена дополнительному образованию и его разновидностям. Федеральный закон №273 от 29 декабря 2012 года устанавливает понятия и цели дополнительного образования, его место в структуре системы образования Российской Федерации, разновидности и требования к дополнительным образовательным программам, типы учебных организаций, которые должны их реализовать и гарантии на доступность дополнительного образования в целом.

Также закон регламентирует особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства, физической культуры и спорта, их интеграции в кадетских школах, суворовских училищах и других образовательных организациях, а также условия приёма и выдачи документов об обучении. Кроме того, закон определяет права, обязанности и ответственность участников образовательных отношений, педагогических работников, обучающихся и их родителей, в том числе и для организаций дополнительного образования.

Требования к дополнительным образовательным программам обусловлены новой концепцией и направлениями развития. Они включают в себя разработку различных методов персонализированного, углублённого и профильного обучения, поддержку инноваций в области научно-технического творчества, естественнонаучного и научно-практического образования.

Законодательно обозначены четкие позиции, на основе которых должны строиться дополнительные общеобразовательные программы. Их следует рассматривать как первостепенные задачи, а также учитывать при разработке соответствующих документов и реализации программ на практике.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль