Основные требования к дополнительной образовательной программе

126

Среди направлений для инновационного поиска по обновлению содержания дополнительного образования можно выделить разработку программ для разных категорий детей и групп учащихся с учётом новых профессий, появляющихся в сферах науки, искусства, культуры и спорта. Требования к дополнительной образовательной программе включают в себя развитие персонализированного, углублённого и профильного обучения, а также поддержку различных инновационных методов в области научно-технического творчества, естественнонаучного и научно-практического образования.

Вектор в развитии нового содержания образования обращён также к формированию психологических установок личности, социальных компетенций, готовности к адаптации в меняющемся мире и способности обучаться на протяжении всей жизни. Одним из важных требований к дополнительной образовательной программе является создание условий для реализации и решений всех обозначенных позиций. Исходя из концепции, всё это фактически является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего.

Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях:

  • свобода выбора и режима освоения;
  • соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
  • вариативность, гибкость и мобильность;
  • разноуровневость и модульность содержания;
  • ориентация на метапредметные и личностные результаты;
  • творческий и продуктивный характер образовательных программ;
  • открытый и сетевой характер реализации.

Все обозначенные позиции целесообразно считать основными требованиями к дополнительной образовательной программе и рассматривать их следует как первоочередные задачи. Без понимания всей концепции разработать актуальную, современную и нужную детям программу практически невозможно.

Законодательные требования к дополнительной образовательной программе

Нормативно-правовая база дополнительных общеобразовательных программ уже сформирована на достаточно высоком уровне. В федеральном законе закреплены основные положения, подзаконные акты и инструктивные письма, поэтому с главными требованиями к дополнительной образовательной программе уже должны быть ознакомлены педагоги, работающие в данной сфере.

Стоит отметить, что на региональном уровне тоже разрабатываются документы, которые на регулируют реализацию программ и порядок организации дополнительного образования детей в целом. Например, для московских учебных заведений есть соответствующие приказы Департамента образования Москвы, которые устанавливают правила реализации, финансирования и другие требования к дополнительным образовательным программам.

Главная проблема заключается в том, что тот документ, которым руководствовались педагоги последние несколько лет (Примерные требования к дополнительным образовательным программам), сильно устарел. И теперь сотрудникам учебных учреждений нужно придерживаться чётких ориентиров, соответствующих современным законам, и основываться на них при разработке и оформлении своего главного документа. На уровне регионов уже приняты примерные требования к дополнительным образовательным программам и педагоги уже могут ими руководствоваться при разработке.

Дополнительному образованию в законе посвящены главы 1, 2, 6, 10, 11 и 75. Некоторые упоминания есть и в других статьях, но глава 10 полностью посвящена дополнительному образованию и его разновидностям. Федеральный закон №273 от 29 декабря 2012 года устанавливает понятия и цели дополнительного образования, его место в структуре системы образования Российской Федерации, разновидности и требования к дополнительным образовательным программам, типы учебных организаций, которые должны их реализовать и гарантии на доступность дополнительного образования в целом.

Также закон регламентирует особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства, физической культуры и спорта, их интеграции в кадетских школах, суворовских училищах и других образовательных организациях, а также условия приёма и выдачи документов об обучении. Кроме того, закон определяет права, обязанности и ответственность участников образовательных отношений, педагогических работников, обучающихся и их родителей, в том числе и для организаций дополнительного образования.

Требования к дополнительным образовательным программам обусловлены новой концепцией и направлениями развития. Они включают в себя разработку различных методов персонализированного, углублённого и профильного обучения, поддержку инноваций в области научно-технического творчества, естественнонаучного и научно-практического образования.

Законодательно обозначены четкие позиции, на основе которых должны строиться дополнительные общеобразовательные программы. Их следует рассматривать как первостепенные задачи, а также учитывать при разработке соответствующих документов и реализации программ на практике.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль