Дополнительное образование в России: концепция развития, регламент и законы

157

Для дополнительного образования в России законодательно установлены субъекты, которые реализуют общеобразовательные программы. За последнее время количество таких субъектов было значительно расширено, как и их права на осуществление любой вспомогательной деятельности, например:

В концепции развития дополнительного образования отмечено, что растёт число коммерческих и некоммерческих организаций, разрабатывающих и реализующих проекты в сфере детского досуга, отдыха, образовательного туризма и творчества.

В стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года обращено внимание на необходимость привлечения к преподавательской работе граждан, не имеющих педагогического образования, но любящих и умеющих работать с детьми. Также в документе сказано, что дополнительное образование в России нуждается в талантливых педагогах для работы в объединениях научно-технической направленности. Сегодня в эту систему приходит очень много людей, которые раньше не сталкивались с подобной деятельностью. И именно они, оценивая ситуацию со стороны, приносят большую часть нового опыта и инновационных решений.

Законодательно закреплено, что обучающая и воспитательная деятельность предполагает реализацию образовательной программы. То есть действует такой принцип: нет программы - нет образовательной деятельности. И это оправдано, так как именно программы определяют содержание образования. Кроме того, законодательно закреплена ответственность учебного учреждения за разработку и утверждение общеобразовательных программ. В организациях, деятельность которых связана с дополнительным образованием в России, весь учебный процесс регламентируется программами и за их разработку и качество несёт ответственность исключительно образовательная организация. Но стоит отметить, что закон не предусматривает необходимость проверки программ с помощью специальных экспертиз и их  утверждения какими-либо другими органами.

Законодательное понятие “дополнительное образование” в России

Новый закон закрепил однозначность используемых понятий и посвятил этому целую статью 2, которая называется "Основные понятия, используемые в настоящем законе". И очевидно, что если понятие законодательно закреплено, то и трактоваться оно должно однозначно. Любые другие вариации рассматриваются уже как дополнения к основному понятию.

Современное законодательное содержание понятия определяет новые векторы развития дополнительного образования в России. Во-первых, теперь оно относится не только к детям, но и ко всем гражданам страны. Во-вторых, само понятие в законе определяется как отдельный вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании.

Из этого понятия вытекают такие позиции дополнительного образования в России:

  1. Реализация параллельно с нормативным вектором (основными образовательными программами).
  2. Обеспечение непрерывности обучения.
  3. Удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей человека в соответствии с личностным выбором.

Важно отметить, что дополнительное образование в России не является уровнем, поэтому оно фактически не может иметь федеральных государственных стандартов. И тут совершенно чёткая и ясная закономерность, ведь это сфера вариативного учебного процесса, сфера развития личности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами и особенностями. Такие значимые позиции можно считать характеристиками дополнительной общеобразовательной программы, которые и определяют её содержание.

Законодательно закреплены такие виды образования: основное и дополнительное. Второе включает в себя такие подвиды:

  • дополнительное образование детей и взрослых;
  • дополнительное профессиональное образование.

Следует понимать, что основное и дополнительное – это два совершенно разных образования, где у каждого вида есть собственные принципы и правила. Развиваются они тоже по своим тенденциям. Основные образовательные программы разрабатывают и утверждают самостоятельно организации на основе федеральных государственных стандартов, учитывая определенные примеры и шаблоны. Рабочие программы учебных предметов и курсов внеурочной деятельности входят в состав основной образовательной программы.

Для дополнительного образования в России такие позиции неприемлемы, так как для него нет стандартов, шаблонов и примеров. Отбор содержания для дополнительных общеобразовательных программ относится к компетенции учебного учреждения и законодательством фактически не регламентируется. Это ответственность и исключительное право образовательной организации. И по закону не требуется какое-либо согласование или экспертиза.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль