Дополнительное образование в России: концепция развития, регламент и законы

140

Для дополнительного образования в России законодательно установлены субъекты, которые реализуют общеобразовательные программы. За последнее время количество таких субъектов было значительно расширено, как и их права на осуществление любой вспомогательной деятельности, например:

В концепции развития дополнительного образования отмечено, что растёт число коммерческих и некоммерческих организаций, разрабатывающих и реализующих проекты в сфере детского досуга, отдыха, образовательного туризма и творчества.

В стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года обращено внимание на необходимость привлечения к преподавательской работе граждан, не имеющих педагогического образования, но любящих и умеющих работать с детьми. Также в документе сказано, что дополнительное образование в России нуждается в талантливых педагогах для работы в объединениях научно-технической направленности. Сегодня в эту систему приходит очень много людей, которые раньше не сталкивались с подобной деятельностью. И именно они, оценивая ситуацию со стороны, приносят большую часть нового опыта и инновационных решений.

Законодательно закреплено, что обучающая и воспитательная деятельность предполагает реализацию образовательной программы. То есть действует такой принцип: нет программы - нет образовательной деятельности. И это оправдано, так как именно программы определяют содержание образования. Кроме того, законодательно закреплена ответственность учебного учреждения за разработку и утверждение общеобразовательных программ. В организациях, деятельность которых связана с дополнительным образованием в России, весь учебный процесс регламентируется программами и за их разработку и качество несёт ответственность исключительно образовательная организация. Но стоит отметить, что закон не предусматривает необходимость проверки программ с помощью специальных экспертиз и их  утверждения какими-либо другими органами.

Законодательное понятие “дополнительное образование” в России

Новый закон закрепил однозначность используемых понятий и посвятил этому целую статью 2, которая называется "Основные понятия, используемые в настоящем законе". И очевидно, что если понятие законодательно закреплено, то и трактоваться оно должно однозначно. Любые другие вариации рассматриваются уже как дополнения к основному понятию.

Современное законодательное содержание понятия определяет новые векторы развития дополнительного образования в России. Во-первых, теперь оно относится не только к детям, но и ко всем гражданам страны. Во-вторых, само понятие в законе определяется как отдельный вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании.

Из этого понятия вытекают такие позиции дополнительного образования в России:

  1. Реализация параллельно с нормативным вектором (основными образовательными программами).
  2. Обеспечение непрерывности обучения.
  3. Удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей человека в соответствии с личностным выбором.

Важно отметить, что дополнительное образование в России не является уровнем, поэтому оно фактически не может иметь федеральных государственных стандартов. И тут совершенно чёткая и ясная закономерность, ведь это сфера вариативного учебного процесса, сфера развития личности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами и особенностями. Такие значимые позиции можно считать характеристиками дополнительной общеобразовательной программы, которые и определяют её содержание.

Законодательно закреплены такие виды образования: основное и дополнительное. Второе включает в себя такие подвиды:

  • дополнительное образование детей и взрослых;
  • дополнительное профессиональное образование.

Следует понимать, что основное и дополнительное – это два совершенно разных образования, где у каждого вида есть собственные принципы и правила. Развиваются они тоже по своим тенденциям. Основные образовательные программы разрабатывают и утверждают самостоятельно организации на основе федеральных государственных стандартов, учитывая определенные примеры и шаблоны. Рабочие программы учебных предметов и курсов внеурочной деятельности входят в состав основной образовательной программы.

Для дополнительного образования в России такие позиции неприемлемы, так как для него нет стандартов, шаблонов и примеров. Отбор содержания для дополнительных общеобразовательных программ относится к компетенции учебного учреждения и законодательством фактически не регламентируется. Это ответственность и исключительное право образовательной организации. И по закону не требуется какое-либо согласование или экспертиза.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль