Вопросы организации введения ФГОС для детей с ОВЗ в школе

824

Законодательная база и временные рамки введения ФГОС для детей с ОВЗ

Скачать книгу «Обучение детей с ОВЗ» в формате pdf >>>

1 сентября 2013 года вступил в действие Закон об образовании*, обозначивший переход к включению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательную систему, чтобы такие дети могли обучаться не в коррекционных школах, а по адаптированным образовательным программам, вместе со своими сверстниками и по месту жительства. В это время начинается разработка и введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для детей с ОВЗ.  В рамках этой работы отменяются некоторые нормативные акты, в частности, был принят приказ №1035 от 2 сентября 2013 года о признании недействующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР и Министерства народного образования об индивидуальном обучении больных детей на дому **. Главной вехой на пути к включению детей с ОВЗ в общеобразовательную систему являются приказы Минобрнауки №1599 и №1598 от 19 декабря 2014 года ***. В этих двух нормативных документах изложены государственные требования к организации, содержанию программ для всех категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с приказами была проведена большая исследовательская  работа и разработаны адоптированные образовательные программы, их варианты и примерные программы для определенных категорий ОВЗ в соответствии со стандартом, который вводится в действие с 1 сентября 2016 года. Одновременно перестает действовать  типовое положение о коррекционных школах и учебные планы 2002 года. В первую очередь, это касается первых классов, для остальных они продолжают действовать и будут отменяться постепенно.

Введение ФГОС для детей с ОВЗ в 2016-2017 учебном году касается пока только первых классов, соответственно, контроль и проверка качества образовательной деятельности на соответствие стандарту касается только их. В 2017-2018 учебном году действие ФГОС распространяется на вторые классы, и в 2018-2019 – на третьи. Таким образом, в 2019-2020 учебном году вся линейка начальной школы должна быть в зоне действия нового ФГОС.

Пролонгация обучения в связи с введением ФГОС для детей с ОВЗ

В соответствии с образовательным стандартом, нет больше такого понятия, как подготовительный класс. Вместе с тем, не целесообразно было бы отказываться от практики подготовки к школе, особенно когда проходят дошкольную подготовку дети с ОВЗ в детском саду. Есть два способа оформить подготовку к школе в самой школе: либо лицензировать дошкольную образовательную программу и открыть дошкольную группу, которая может быть группой компенсирующей направленности для определенной категории ОВЗ. Либо школа набирает первый класс для детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК и затем первый дополнительный. В этом случае пролонгация обучения в первом классе не входит в противоречие с введением ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение в первом и первом дополнительном классе будет соответствовать варианту 2 примерной адаптированной образовательной программы по стандарту, и даст возможность обеспечить выравнивание стартовых возможностей таким детям.

Кроме того, в стандарте для слабовидящих детей предусмотрена пролонгация сроков обучения до пятого класса.

Координация работы образовательных учреждений при введении ФГОС для детей с ОВЗ

В связи с введением ФГОС для детей с ОВЗ от общеобразовательных школ требуется очень плотная координация работы школы и ПМПК, бывших коррекционных школ, детских домов и интернатов, общественных организаций. С точки зрения организации этого процесса, нужна координационная рабочая группа, которая занимается сетевыми взаимодействиями с вышеперечисленными организациями.  В обеспечении управления ситуацией очень велика роль ПМПК, так как именно в эту комиссию стекается вся информация о детях с ОВЗ из коррекционных и общеобразовательных школ, из детских садов. Впервые именно в ПМПК поступает информация о выпуске из групп детского сада компенсирующей направленности, и о том, сколько детей выпускается, достаточно ли скомпенсированы трудности, соответственно, насколько велика потребность создания соответствующих групп и классов в школах. По статистике примерно 10 процентов первоклассников имеют ограниченные возможности здоровья, поэтому без рекомендаций ПМПК образовательной организации будет очень сложно определиться и с вариантом программы, и со специальными условиями, которые нужно обеспечить.

Кроме того, в эту систему координации должны быть введены детские дома и интернаты, из которых дети идут в первый класс общеобразовательной школы, следовательно, их включение в образовательный процесс координируется с учреждениями социальной защиты. А также, введение ФГОС для детей с ОВЗ, требует более плотной координации работы школы с поликлиниками и с любыми другими медицинскими организациями для получения медицинских рекомендаций. Вопросы, касающиеся  финансового обеспечения введения стандарта, в первую очередь, материально-технического и кадрового обеспечения, требуют координации с учредителями, с управлениями образования разного уровня, оформления соответствующих приказов школы на 2017 год.

_______

*Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

** Приказ Минобрнауки России от 02.09.2013 N 1035 "О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. N 28 улучшении организации индивидуального обучении я больных детей на  дому" и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому".

*** Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования

      Рассылка



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль