Структура и содержание примерной адаптированной образовательной программы

346

Цели создания примерных адаптированных образовательных программ

Примерные адаптированные образовательные программы должны помочь педагогам в создании собственных документов. Но сначала нужно разъяснить терминологию и отношение адаптированных программ к основным в образовательной организации. В нормативных документах встречаются два термина: адаптированная образовательная программа (АОП) и адаптированная основная образовательная программа (АООП). По сути, это одно и то же, определение «основная» прибавляется только для того, чтобы обозначить, что программа относится к основному, а не дополнительному образованию. Таким образом, мы понимаем, что имеется в виду основное образовании, включающее в себя дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее и профессиональное– среднее профессиональное и высшее образование.

Что касается отношения адаптированной образовательной программы школы к общим в образовательном учреждении, то в общую могут входить любые варианты адаптированных основных образовательных программ. Примерные адаптированные образовательные программы предоставляют возможность выбрать нужные варианты с учетом тех категорий детей и их особых образовательных потребностей, которые в них проработаны. В случае, если такие дети обучаются в общеобразовательной школе индивидуально в классе, либо группой, тогда нужный вариант включается составным элементом в образовательную программу школы.  Если имеется в виду отдельная организация, то есть коррекционная школа в старой терминологии, то для неё примерная адаптированная образовательная программа берется целиком и является единственной и основной.

На сайте Федерального государственного реестра образовательных программ опубликованы примерные адаптированные образовательные программы для каждой категории обучающихся с ОВЗ, включая примерные учебные планы. Как правило, они даются в двух вариантах, вариант второй предусматривает обучение с пролонгацией. Они выложены в формате документа, чтобы каждая организация могла брать готовую форму и варьировать ее с учетом своих потребностей. В готовую учебную программу отдельного предмета можно вносить изменения, касающиеся и адаптации, и содержания самого предмета.

Структура примерной адаптированной образовательной программы

Примерная адаптированная программа состоит из трех разделов: целевой, содержательный, организационный. Содержание целевого раздела достаточно стандартно и опубликованным примером может пользоваться практически любая организация, кроме того, что касается планируемых результатов и оценки достижений обучающихся определённой категории. В этом разделе надо учесть возможности именно тех детей, для которых создается документ. Кроме того, в этой части нужно определить критерии оценки достижений обучающихся. Это решение находится в компетенции образовательной организации, и на основе решения о критериях оценки результатов обучения организация издает локальный нормативный акт. При формировании системы оценки обучения детей с ОВЗ и детей с умственной отсталостью специалисты рекомендуют обращать внимание на жизненные компетенции. Жизненные компетенции, приобретаемые в процессе обучения, должны учитываться в большей степени, чем академические.

Содержательный раздел примерной адаптированной образовательной программы включает в себя программу формирования универсальных учебных действий, в данном случае рассматривается программа начальной школы. А также, планы учебных предметов курсов коррекционно-развивающей области, план духовно-нравственного развития, планы внеурочной деятельности. Таким образом, требования к адаптированной программе такие же, как к общеобразовательной.  Особенностью адаптированной программы является то, что коррекционно-развивающая работа включена как в учебный план, так и во внеурочную деятельность.

В организационном разделе примерной адаптированной образовательной программы содержится система условий ее реализации: финансовых, кадровых, материально-технических, организационных. Специалисты обращают внимание руководителей образовательных организаций на возросшую роль организационных условий, сетевых взаимодействий общеобразовательных школ с другими образовательными и медицинскими учреждениями, учреждениями социального обеспечения и общественными объединениями (родителей, экспертов) в обеспечении обучения детей с ОВЗ в соответствии со стандартом. Своевременное получение информации о количестве детей и их особых образовательных потребностях значительно облегчает успешное выполнение стандарта. Также, взаимодействие со специалистами ПМПК, учителями-дефектологами, психологами на внештатной основе поможет решить кадровые вопросы. Большую помощь могут оказать объединения родителей, общественные объединения экспертов по работе с детьми различных категорий ОВЗ.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль