Структура и содержание примерной адаптированной образовательной программы

275

Цели создания примерных адаптированных образовательных программ

Примерные адаптированные образовательные программы должны помочь педагогам в создании собственных документов. Но сначала нужно разъяснить терминологию и отношение адаптированных программ к основным в образовательной организации. В нормативных документах встречаются два термина: адаптированная образовательная программа (АОП) и адаптированная основная образовательная программа (АООП). По сути, это одно и то же, определение «основная» прибавляется только для того, чтобы обозначить, что программа относится к основному, а не дополнительному образованию. Таким образом, мы понимаем, что имеется в виду основное образовании, включающее в себя дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее и профессиональное– среднее профессиональное и высшее образование.

Что касается отношения адаптированной образовательной программы школы к общим в образовательном учреждении, то в общую могут входить любые варианты адаптированных основных образовательных программ. Примерные адаптированные образовательные программы предоставляют возможность выбрать нужные варианты с учетом тех категорий детей и их особых образовательных потребностей, которые в них проработаны. В случае, если такие дети обучаются в общеобразовательной школе индивидуально в классе, либо группой, тогда нужный вариант включается составным элементом в образовательную программу школы.  Если имеется в виду отдельная организация, то есть коррекционная школа в старой терминологии, то для неё примерная адаптированная образовательная программа берется целиком и является единственной и основной.

На сайте Федерального государственного реестра образовательных программ опубликованы примерные адаптированные образовательные программы для каждой категории обучающихся с ОВЗ, включая примерные учебные планы. Как правило, они даются в двух вариантах, вариант второй предусматривает обучение с пролонгацией. Они выложены в формате документа, чтобы каждая организация могла брать готовую форму и варьировать ее с учетом своих потребностей. В готовую учебную программу отдельного предмета можно вносить изменения, касающиеся и адаптации, и содержания самого предмета.

Структура примерной адаптированной образовательной программы

Примерная адаптированная программа состоит из трех разделов: целевой, содержательный, организационный. Содержание целевого раздела достаточно стандартно и опубликованным примером может пользоваться практически любая организация, кроме того, что касается планируемых результатов и оценки достижений обучающихся определённой категории. В этом разделе надо учесть возможности именно тех детей, для которых создается документ. Кроме того, в этой части нужно определить критерии оценки достижений обучающихся. Это решение находится в компетенции образовательной организации, и на основе решения о критериях оценки результатов обучения организация издает локальный нормативный акт. При формировании системы оценки обучения детей с ОВЗ и детей с умственной отсталостью специалисты рекомендуют обращать внимание на жизненные компетенции. Жизненные компетенции, приобретаемые в процессе обучения, должны учитываться в большей степени, чем академические.

Содержательный раздел примерной адаптированной образовательной программы включает в себя программу формирования универсальных учебных действий, в данном случае рассматривается программа начальной школы. А также, планы учебных предметов курсов коррекционно-развивающей области, план духовно-нравственного развития, планы внеурочной деятельности. Таким образом, требования к адаптированной программе такие же, как к общеобразовательной.  Особенностью адаптированной программы является то, что коррекционно-развивающая работа включена как в учебный план, так и во внеурочную деятельность.

В организационном разделе примерной адаптированной образовательной программы содержится система условий ее реализации: финансовых, кадровых, материально-технических, организационных. Специалисты обращают внимание руководителей образовательных организаций на возросшую роль организационных условий, сетевых взаимодействий общеобразовательных школ с другими образовательными и медицинскими учреждениями, учреждениями социального обеспечения и общественными объединениями (родителей, экспертов) в обеспечении обучения детей с ОВЗ в соответствии со стандартом. Своевременное получение информации о количестве детей и их особых образовательных потребностях значительно облегчает успешное выполнение стандарта. Также, взаимодействие со специалистами ПМПК, учителями-дефектологами, психологами на внештатной основе поможет решить кадровые вопросы. Большую помощь могут оказать объединения родителей, общественные объединения экспертов по работе с детьми различных категорий ОВЗ.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль