Разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ

119

Общеобразовательная программа является основной единицей и самым важным документом в системе образования, потому что она представляет содержание деятельности детей. Кроме того, это средство правового регулирования и полноценный объект финансирования. Поэтому были разработаны чёткие рекомендации по разработке, оформлению и реализации дополнительных общеобразовательных программ. Требования 2006 года, которыми пользовались многие педагоги на протяжении последних 10 лет устарели и требуют существенной переработки.

Педагог основной школы не обязан разрабатывать рабочую программу и об этом имеются разъяснения Министерства. А вот сотрудник, занимающийся дополнительным образованием находится в особом положении. Он должен самостоятельно заниматься её разработкой, учитывая запросы детей, потребности семей и образовательной организации, а также социально-экономические и национальные особенности региона. В этой сфере, в отличие от основного образования, нет примеров и шаблонов, способствующих разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ. И в законе напрямую не сказано, что педагог должен сам этим заниматься. Но для данных сотрудников режим творческого поиска – это не просто норма жизни, а условие выживания. Разработать эффективную программу не так просто и далеко не каждому это под силу, так как немногие владеют технологией и навыками разработки таких документов.

Изменение методов реализации дополнительных общеобразовательных программ

Направления обновления содержания дополнительного образования детей заданы в основополагающих документах, которых на данный момент достаточно много. Только с 2014 года их было принято больше 20, и все они прямо или косвенно затрагивают проблему разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ. В этих документах заданы направления развития, открывающие новое понимание занятости детей после уроков. Стоит отметить, что такой концентрации государственных документов в истории дополнительного образования ещё не было.

Нормативно выделено две прогнозные идеи:

  • обеспечение доступности и качества дополнительного образования;
  • расширение субъектов, реализующих программы дополнительного образования и привлечение новых кадров.

Всё это влияет на отбор содержания и реализацию дополнительных общеобразовательных программ, поэтому педагогам следует обратить особое внимание на те направления, по которым происходит обновление дополнительного образования, понять какими должны быть программы в конкретном учебном учреждении и что представляет особую важность в данном регионе, а также учесть мнение государства и общества.

Целью модернизации дополнительного образования является не только инфраструктурное преобразование существующей системы, но и присоединение к другим образовательным организациям, создание комплексов и качественное обновление содержания и реализация дополнительных общеобразовательных программ с внедрением основополагающих идей:

  • непрерывности;
  • персонализации;
  • открытости;
  • вариативности;
  • мобильности.

Важную роль играет и усиление социокультурной ориентации, без чего невозможна социализация личности и её успешная адаптация в динамично изменяющейся жизни социума.

Векторы эффективной реализации дополнительных общеобразовательных программ

  1. Соответствие уровню развития науки, техники и искусства. Сегодняшним школьникам предстоит работать по профессиям, которых ещё нет. Им нужно будет осваивать новые технологии, жить в новом мире, в новых условиях. В "Атласе новых профессий", который разработала Школа управления "СКОЛКОВО" дана характеристика и перечислены возможные направления профессионального развития в нашей стране. Он активно распространялся по школам, поэтому педагоги должны быть с ним знакомы. То есть данный вектор помимо соответствия современному уровню развития науки и техники, экономики, технологий, социальной сферы, предусматривает ещё и создание условий для привлечения внимания учащихся к этим направлениям и освоения ими новых перспектив.
  2. Разнообразность и вариативность. Это не новая позиция для дополнительного образования, но на сегодняшний день увеличение разнообразия и расширение ассортимента таких программ определено как государственная задача. Суть данного вектора заключается в увеличении возможностей личности и предоставлении обучающимся как можно большего выбора интересных направлений деятельности в соответствии с их потребностями, возможностями и интересами.
  3. Формирование современных социокультурных сред и погружение детей в разнообразные практики. Дополнительные общеобразовательные программы должны создавать условия для развития и социализации обучающихся, то есть практики должно быть больше, чем теории. Это даст ученику возможность методом проб и ошибок лично проверить изучаемые явления, что, в свою очередь, сформирует интерес к проведению исследований и изобретательству.
  4. Уровневая дифференциация. Данный вектор предполагает освоение детьми учебного материала на разных уровнях. То есть занятия должны проводиться для всех детей, независимо от их способностей, уровня подготовки и общего развития. При разработке программ педагогу следует придерживаться принципов, которые позволят учитывать разные уровни сложности и доступности.

Эффективная реализация дополнительных общеобразовательных программ способствует развитию всей системы образования. Существуют четкие рекомендации по их разработке, но только с 2014 года было принято больше 20 государственных документов, которые прямо или косвенно затрагивают данную проблему.

Проанализировав всю информацию, можно выделить основные направления обновления содержания дополнительного образования: непрерывность, персонализация, открытость, вариативность, мобильность. Важную роль играет и усиление социокультурной ориентации, без чего невозможна социализация личности и её успешная адаптация в динамично изменяющейся жизни социума.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль