Разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ

87

Общеобразовательная программа является основной единицей и самым важным документом в системе образования, потому что она представляет содержание деятельности детей. Кроме того, это средство правового регулирования и полноценный объект финансирования. Поэтому были разработаны чёткие рекомендации по разработке, оформлению и реализации дополнительных общеобразовательных программ. Требования 2006 года, которыми пользовались многие педагоги на протяжении последних 10 лет устарели и требуют существенной переработки.

Педагог основной школы не обязан разрабатывать рабочую программу и об этом имеются разъяснения Министерства. А вот сотрудник, занимающийся дополнительным образованием находится в особом положении. Он должен самостоятельно заниматься её разработкой, учитывая запросы детей, потребности семей и образовательной организации, а также социально-экономические и национальные особенности региона. В этой сфере, в отличие от основного образования, нет примеров и шаблонов, способствующих разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ. И в законе напрямую не сказано, что педагог должен сам этим заниматься. Но для данных сотрудников режим творческого поиска – это не просто норма жизни, а условие выживания. Разработать эффективную программу не так просто и далеко не каждому это под силу, так как немногие владеют технологией и навыками разработки таких документов.

Изменение методов реализации дополнительных общеобразовательных программ

Направления обновления содержания дополнительного образования детей заданы в основополагающих документах, которых на данный момент достаточно много. Только с 2014 года их было принято больше 20, и все они прямо или косвенно затрагивают проблему разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ. В этих документах заданы направления развития, открывающие новое понимание занятости детей после уроков. Стоит отметить, что такой концентрации государственных документов в истории дополнительного образования ещё не было.

Нормативно выделено две прогнозные идеи:

  • обеспечение доступности и качества дополнительного образования;
  • расширение субъектов, реализующих программы дополнительного образования и привлечение новых кадров.

Всё это влияет на отбор содержания и реализацию дополнительных общеобразовательных программ, поэтому педагогам следует обратить особое внимание на те направления, по которым происходит обновление дополнительного образования, понять какими должны быть программы в конкретном учебном учреждении и что представляет особую важность в данном регионе, а также учесть мнение государства и общества.

Целью модернизации дополнительного образования является не только инфраструктурное преобразование существующей системы, но и присоединение к другим образовательным организациям, создание комплексов и качественное обновление содержания и реализация дополнительных общеобразовательных программ с внедрением основополагающих идей:

  • непрерывности;
  • персонализации;
  • открытости;
  • вариативности;
  • мобильности.

Важную роль играет и усиление социокультурной ориентации, без чего невозможна социализация личности и её успешная адаптация в динамично изменяющейся жизни социума.

Векторы эффективной реализации дополнительных общеобразовательных программ

  1. Соответствие уровню развития науки, техники и искусства. Сегодняшним школьникам предстоит работать по профессиям, которых ещё нет. Им нужно будет осваивать новые технологии, жить в новом мире, в новых условиях. В "Атласе новых профессий", который разработала Школа управления "СКОЛКОВО" дана характеристика и перечислены возможные направления профессионального развития в нашей стране. Он активно распространялся по школам, поэтому педагоги должны быть с ним знакомы. То есть данный вектор помимо соответствия современному уровню развития науки и техники, экономики, технологий, социальной сферы, предусматривает ещё и создание условий для привлечения внимания учащихся к этим направлениям и освоения ими новых перспектив.
  2. Разнообразность и вариативность. Это не новая позиция для дополнительного образования, но на сегодняшний день увеличение разнообразия и расширение ассортимента таких программ определено как государственная задача. Суть данного вектора заключается в увеличении возможностей личности и предоставлении обучающимся как можно большего выбора интересных направлений деятельности в соответствии с их потребностями, возможностями и интересами.
  3. Формирование современных социокультурных сред и погружение детей в разнообразные практики. Дополнительные общеобразовательные программы должны создавать условия для развития и социализации обучающихся, то есть практики должно быть больше, чем теории. Это даст ученику возможность методом проб и ошибок лично проверить изучаемые явления, что, в свою очередь, сформирует интерес к проведению исследований и изобретательству.
  4. Уровневая дифференциация. Данный вектор предполагает освоение детьми учебного материала на разных уровнях. То есть занятия должны проводиться для всех детей, независимо от их способностей, уровня подготовки и общего развития. При разработке программ педагогу следует придерживаться принципов, которые позволят учитывать разные уровни сложности и доступности.

Эффективная реализация дополнительных общеобразовательных программ способствует развитию всей системы образования. Существуют четкие рекомендации по их разработке, но только с 2014 года было принято больше 20 государственных документов, которые прямо или косвенно затрагивают данную проблему.

Проанализировав всю информацию, можно выделить основные направления обновления содержания дополнительного образования: непрерывность, персонализация, открытость, вариативность, мобильность. Важную роль играет и усиление социокультурной ориентации, без чего невозможна социализация личности и её успешная адаптация в динамично изменяющейся жизни социума.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль