Развитие системы дополнительного образования детей и его основные направления

326

Для эффективного развития системы дополнительного образования детей необходимо решить ряд актуальных проблем, одной из которых является разработка общеобразовательных программ в данной сфере. Этот вопрос обсуждался на протяжении всей истории развития образовательной системы. С 1992 года не существовало ни конкретных, ни примерных дополнительных программ, на которые мог бы ориентироваться педагог. То есть он должен был самостоятельно разработать данный документ с учётом запросов учащихся, потребностей семей и государства.

В таких условиях развитие системы дополнительного образования детей не отличалось особой эффективностью. Более того, всё это вызывало сложности, так как не каждый сотрудник был знаком с технологией конструирования и проектирования учебного материала. И даже сейчас эта проблема осталась, но теперь образовательная политика направлена на расширение числа субъектов, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, а государственные документы ориентированы на повышение их доступности и качества с целью привлечения детей и увеличения охвата.

Изменение направлений развития системы дополнительного образования детей

В настоящее время значительно меняются акценты в российском образовании. В соответствии с общемировыми трендами, перед обществом поставлена задача - осуществить переход от массового обучения, ориентированного на знания и предметные результаты, к более персональному подходу, обеспечивающему непрерывное развитие личности в течение всей жизни. И развитие системы дополнительного образования детей направлено именно на создание возможностей для раскрытия индивидуального потенциала максимально возможного количества обучающихся, то есть растущего человеческого капитала современного общества.

И хоть направленность программ дополнительного образования по своей природе являются образованием для всех, они выравнивают стартовые возможности для развития личности. Кроме того, они становятся значимыми для конкретного человека, который свободно и индивидуально подбирает их в соответствии с интересами, мотивацией и креативностью. Современное развитие системы дополнительного образования детей кардинально меняет свой вектор, из-за чего наступает этап глубоких перемен. Основной их задачей является переоценка фундаментальных основ, на которых была построена вся система внешкольного образования. На усовершенствование дополнительных программ ориентируется не только российское образование, но и все мировые системы, нацеленные на развитие творчества и креативности.

Государственные документы, определяющие развитие системы дополнительного образования детей

Требования к модернизационным изменениям дополнительного образования в России были заложены Владимиром Путиным в предвыборной статье ещё в 2012 году. Она называлась "Строительство справедливости. Социальная политика для России". Говоря о данной проблеме, президент отметил, что последнее время развитие системы дополнительного образования детей осуществлялось неэффективно. Более того, значительная часть кадровых и финансовых ресурсов была потеряна. Кружки и секции посещала совсем небольшая группа школьников, и только 25% занимались бесплатно. Вся сфера социализации детей подверглась сильной деформации.

В указе президента №599 от 7 мая 2012 года подчёркивалась необходимость обеспечить увеличение к 2020 году числа детей, которые в возрасте от 5 до 18 лет будут обучаться по дополнительным образовательным программам. Их численность должна составлять 75 процентов. Все регионы стремятся к этим заветным цифрам, разрабатывают методики расчёта увеличения охвата детей и отчитываются о результатах. Помимо этого, проводятся специальные мониторинги на всероссийском уровне. И хоть многое остаётся за пределами данной задачи, установленные цели положительно повлияли на развитие системы дополнительного образования детей.

Новая ситуация задает высокую планку для внешкольного обучения. Его роль всё больше возрастает и государство уже определило данный тип образования как социальное благо для граждан и вклад в развитие человеческого капитала. Новое понимание места и роли дополнительных программ находит отражение в выступлениях практически всех первых лиц государства. Важно понимать, какие государственные интересы связаны с внешкольным образованием, что необходимо исследовать и развивать, а также куда и с какой скоростью двигаться.

Существует множество причин усиленного внимания к развитию системы дополнительного образования детей. Но основной, вероятно, является кризис общеобразовательной системы, подталкивающий к поискам новых, инновационных форм и технологий обучения и воспитания. Педагогической общественности важно осознать: чтобы изменять качество основного, общего образования, надо использовать потенциал и ресурсы дополнительного. Это улучшит весь процесс обучения и предоставит больше возможностей для удовлетворения индивидуальных потребностей и развития личных способностей детей.

На данный момент, развитие системы дополнительного образования детей существенно меняет своё направление. Существуют конкретные проблемы, которые необходимо решить для повышения эффективности внешкольного обучения, и они решаются, начиная с уровня государственных документов.

К дополнительному образованию последнее время привлекается всё больше внимания: производится переоценка фундаментальных основ системы, разрабатываются методы улучшения учебного процесса, устанавливаются новые цели и задачи. И всё это направлено на создание возможностей для раскрытия индивидуального потенциала максимально возможного количества обучающихся, то есть растущего человеческого капитала современного общества.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль